90 лет со дня рождения Владимира Кашпура

26 октября исполняется 90 лет со дня рождения актёра Художественного театра, народного артиста России Владимира Терентьевича Кашпура (1926-2009).
В 1943 г. 17-летний Владимир Кашпур, уроженец села Северка Алтайского края, был зачислен в Харьковское военно-авиационное училище штурманов, базировавшееся в Красноярске; участвовал в боевых вылетах. До 1951 г. проходил службу в должности штурмана авиации и диспетчера авиакорпуса, а затем круто изменил свою жизнь — стал артистом Владимирского областного драматического театра имени А. В. Луначарского. В 1956 г. повторил путь своего коллеги и соседа по актёрскому общежитию Евгения Евстигнеева — отправился за образованием в Москву и был принят сразу на второй курс Школы-студии МХАТ. Это был легендарный курс В. Станицына, где учились В. Невинный, Т. Лаврова, А. Покровская, А. Филозов, А. и Е. Лазаревы, А. Ромашин, Е. Миллиоти, Н. Журавлёва, Ю. Гребенщиков. Кашпур был самым старшим и опытным среди них.
По окончании Школы-студии в 1959 г. он был принят в труппу театра «Современник», а в 1961 стал артистом МХАТ. Преданность своему театральному дому, добросовестное мастерство, органичность воплощаемых русских социальных типажей обеспечили Владимиру Кашпуру прочное положение в труппе Художественного театра. Среди сыгранных им здесь десятков ролей: Мрачный гвардеец («Три толстяка»), Казанок («Кремлевские куранты»), Пеклеванов («Броненосец 14-69»), Учитель («Я вижу солнце»), Александрович («Шестое июля»), Иван Капитонович («Тяжкое обвинение»), Санчо Панса («Дульсинея Тобосская»; был на этой постановке О. Ефремова режиссёром-стажёром), Конь («Враги»), Ван Ваныч («Сталевары»), Зюбин и Потапов («Заседание парткома»), Вася («Старый Новый год»), Саяпин («Утиная охота», 1979), Судья («Вагончик»), Батюшка («Господа Головлевы», 1984), Брылов («Олень и шалашовка»), Зворыкин («Суперфляй»), Пимен («Борис Годунов»), Михаил Иванович («Новый американец»), Шприх («Маскарад»), Шапкин («Гроза»), Мармеладов («Преступление и наказание», 1996), Жевакин («Женитьба», 1997), Столяр («И свет во тьме светит»), Справедливый сапожник («Кабала святош», 2001), Захар («Обломов»), Фёдор («Белая гвардия», 2004), Фирс («Вишнёвый сад», 2004).
Чрезвычайно востребован он был и в кино — в фильмографии Владимира Кашпура более ста работ. Роли редко были главными, но всегда — запоминающимися.
Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Владимир Терентьевич до последних своих дней выходил на сцену Художественного театра и Московского ТЮЗа, где играл Песоцкого в спектакле Камы Гинкаса «Чёрный монах». Творческое содружество актёра и режиссёра сложилось на мхатовских постановках Гинкаса «Вагончик» и «Тамада» и было равно важным для обоих.
Кама Гинкас: «Кашпур из тех артистов, для которых театр — это служба. Он из тех, кто живёт в искусстве на разрыв аорты. Из тех, кто в театре живёт и в театре умирает. Кашпур представляет собой тот почти уже исчезнувший вид, по которому можно понять, каковы были актёры подлинного МХАТа времен Станиславского и Немировича-Данченко. Это очень особая порода. Это корневые, почвенные человеки и артисты, те, по которым всегда можно понять не только персонажа, не только самого артиста с его внутренними и внешними качествами, но и его социальные корни, которые — в крови и проявляются в повадке и менталитете. По таким артистам (и это самое главное) можно понять генетические истоки нации. За такими артистами стоит не театральная и даже не бытовая правда, а правда генетическая. Это не привнесёшь и не сыграешь. Это — в крови. Кашпур — именно такой актёр».