95 лет со дня рождения Андрея Попова

12 апреля исполняется 95 лет со дня рождения актера и режиссера, Народного артиста СССР Андрея Алексеевича Попова (12.04.1918 — 10.06.1983).

В 1939 году он окончил студию при Центральном театре Красной Армии, который в те годы возглавлял его отец — режиссер и педагог Алексей Попов. В 1940-м вступил в труппу ЦТКА и выходил на его сцену более тридцати лет, десять из которых (1963-73 гг.) был главным режиссером театра. Во МХАТ пришел уже зрелым мастером, первое время (1976-79) совмещая актерский труд в Художественном театре с обязанностями худрука Театра им. К. С. Станиславского, где он собрал талантливых молодых режиссеров (А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз), но не сумел отстоять их от нажима партийного начальства и сам ушел в отставку. Будучи молодым артистом, Попов играл много, в том числе, главные роли — Володя Слезкин в «Степи широкой» (за эту роль он был удостоен Сталинской премии), Хлестаков… Но наиболее плодотворными были поздние годы артиста, когда он сыграл Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого (реж. Л. Хейфец, 1966), а перейдя во МХАТ — Лебедева в «Иванове», Сорина в «Чайке» (реж. О. Ефремов). В ролях, сыгранных с особой «чеховской» деликатностью, звучала тихая мука несбывшейся жизни, виноватость и смущенная любовь к людям. В его мхатовском репертуаре также роли Жуковского («Медная бабушка»), Галилея («Жизнь Галилея»), Лоншакова («Обратная связь»), Кушака («Утиная охота», 1979), Отца («Отец и сын»).
Отдельного упоминания заслуживают его роли в экранизациях классических произведений — Дюковский в «Шведской спичке» Чехова, ростовщик в фильме «Кроткая» по рассказу Достоевского, Назанский в «Поединке» Куприна, герои Шекспира — Яго в «Отелло» и Петручио в «Укрощении строптивой». Одной из самых значительных киноработ Попова стала роль слуги Захара в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Зрителям также памятна его роль в музыкальном фильме «Сватовство гусара», где он исполнил роль старого скряги.

Искусствовед Алексей Бартошевич об Андрее Попове: «Все, кто встречал Андрея Алексеевича Попова в жизни, непременно вспоминают о его улыбке. О его полной особого обаяния улыбке, в которой была душевная деликатность, какое-то странное смущение перед миром, страх за то, что он кого-то обеспокоит. И эта душевная деликатность, эта внутренняя грация, которая была ему дарована природой, прямым образом отразилась на том, что он делал и на сцене, и в кино — во всей его актерской судьбе».

Незавершённой работой Андрея Попова в театре стала роль короля Лира, в постановке Анатолия Васильева. Спектакль специально создавался для Андрея Алексеевича, для него был заказан новый перевод трагедии, но работа была прервана смертью артиста.

Поиск по сайту