Актриса с принудительным обаянием: Наталья Тенякова отмечает юбилей



Юбилей Натальи Теняковой прошел летом, 3 июля. Театр был на каникулах, поэтому большой праздник большой актрисы МХТ отметит 14 сентября. А сегодня Наталья Максимовна открывает свой новый сезон спектаклем «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова, где играет Гурмыжскую — роль, ставшую легендарной в ее исполнении. «Мы 15 лет играем этот спектакль — и каждый раз, как премьеру!» — говорит Тенякова.
Кирилл Серебренников поздравляет Наталью Максимовну с днем рождения, и весь Художественный театр аплодирует и присоединяется к каждому его слову:

«Тенякова – человек-магма с удивительным тонким умом и с принудительным обаянием. Ее юмор – отдельная и труднопередаваемая на бумаге стихия. Она – великая, и это понятно всем.
С актерами типа Теняковой, как показал опыт, формальные режиссерские трюки не очень проходят, такие актеры вываливаются из любых концепций, если они уже их богатой и витальной природы.
Тенякова – сама себе форма… Форма жизни таланта… Самое ценное в таких индивидуальностях – это „живой процесс“, эффект документального присутствия в роли, не искусственное, а подлинное существование в репликах, в мизансценах… Такие актеры, обладая звериной интуицией, не воспроизводят заученное ранее, а рождают его каждый раз заново на глазах зрителей. Это и есть настоящее чудо живого театра. Леонов, Раневская, Ефремов, Евстигнеев… И Тенякова. Процесс рождения персонажа у таких актеров настолько пугающе настоящий, что ты теряешься от откровенности и даже шероховатости этого „акта творения“, что доказывают его уникальность, ведь это все происходит „здесь и сейчас“…
У Наташи, у Натальи Максимовны чудеса „живого процесса“ сочетаются с высоким профессионализмом, с жестоко-критическим отношением к себе, с самоедством. Мне кажется, она не долго делает роль. Роли у нее получаются сразу, а потом – работа над деталями, отделка, договор с режиссером. Вот так было и у нас в „Лесе“ – у нее сразу получился шедевр, чудо, она знала все про свою Гурмыжскую с самого начала работы над ролью этой дамы, а я только помогал ее проявить. И это тот самый случай, когда хочется сказать, что происходит не „игра“, потому что в игре есть какая-то неправда, какое-то притворство, а настоящий, мать его! акционизм, будто человек выходит и обливает себя керосином и поджигает, и ты на это смотришь и думаешь: черт возьми, это же все по-настоящему, „непонятно как“… Это – Наташа. Великая Тенякова. Наталья Максимовна Тенякова».

Поиск по сайту