«Белая гвардия». 100-й спектакль.

Пьеса «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» была написана Михаилом Булгаковым специально для Художественного театра; успех первой постановки 1926-го года был феноменальным — она шла при полных аншлагах вплоть до июня 1941 года (к тому моменту спектакль был сыгран 987 раз) и была вписана в историю отечественного театра, а сама пьеса стала классикой драматургии. 

Ставить «Дни Турбиных» на сцене Художественного театра, значит взвалить на себя необычайный груз ответственности перед легендарным прошлым и обречь себя на сравнения с ним же, не взирая на давность лет и практическое отсутствие живых свидетелей постановки 26-го года. Пригласить на главные роли молодых артистов, серьёзно и плодотворно работающих в театре, но снискавших всенародную популярность, благодаря телевидению, значит — дать повод позлословить о коммерческой направленности проекта. Однако Сергей Женовач взял на себя эту ответственность и разумно пренебрёг потенциальными нападками. Премьера его спектакля состоялась 30 марта 2004 года.

«Обстоятельный четырехчасовой спектакль Женовача можно смело назвать одним из самых счастливых событий в новейшей, пост-ефремовской биографии МХАТа: едва ли не впервые здесь явлен высокий класс по-настоящему ансамблевой игры. Когда Алексей Турбин, сыгранный жестко и сдержанно, улыбчивый Николка, фатоватый Шервинский, курьезный, дряблощекий Лариосик и выпивоха Мышлаевский рассядутся под абажуром вокруг грациозной, чурающейся всякого кокетства Елены, то немедленно уверишься: наблюдать за этими людьми, раскрасневшимися от водки и мороза, — это и есть то самое счастье, рецептуру которого так хорошо знает Сергей Женовач». (Г. Ситковский, «Газета»)

«Героев спектакля так и тянет описывать одного за другим. Потому что у каждого есть биография, характер, судьба. Но при этом все вместе они составляют тот самый долгожданный ансамбль, бывший некогда гордостью Художественного театра и ставший редкостью в наши времена эстрадной напористости и торопливых режиссерских трюков? Сергей Женовач, впервые во МХАТ пришедший, поставил, может быть, самый мхатовский спектакль за все годы перемен в этой труппе». (М. Зайонц, «Итоги»)

«Дни Турбиных» рецензировать не хочется. А хочется лишь умиротворенно повторять: «Какой чудесный спектакль. Какой волшебный спектакль. Какой прекрасный, прекрасный, прекрасный спектакль…» (Е. Ямпольская, «Русский курьер»)


Сегодня спектакль Сергея Женовача «Белая гвардия» будет сыгран в 100-й раз.

Поиск по сайту