День рождения Киры Головко

Сегодня день рождения у народной артистки РСФСР, старейшины Художественного театра Киры Николаевны Головко.
В 1938 году, пройдя огромный конкурс (637 человек на место), она стала актрисой МХАТ. Ей довелось играть в спектаклях, поставленных Немировичем-Данченко; дружить с Книппер-Чеховой и Андровской. Она была рядом с Хмелёвым в последние часы его жизни; выходила на сцену, когда в зале сидел Сталин; пережила с театром войну, разделяла его триумфы и неудачи; будучи педагогом Школы-студии, воспитала множество выдающихся мастеров сцены.
Несколько лет назад в свет вышла книга воспоминаний «Адмиральша», которую Кира Николаевна назвала своей признательностью Художественному театру. Предисловие к книге написал Олег Табаков:
«В жизни бывают правила, бывают исключения из правил. И в смысле человеческой судьбы, и в смысле судьбы служения театральной сцене Кира Николаевна Головко – безусловное исключение. Она с ранней молодости пленяла воображение и стар и млад – от юных выпускников института театрального искусства до Владимира Ивановича Немировича-Данченко, достойно вступила на сцену Художественного театра, сыграла Аксюшу в Лесе – роль труднейшую, в которой проваливались многие и многие звезды, а она – звонко и пронзительно начала свою карьеру. И вот на самом взлете, волею судьбы и матримониальных обстоятельств, Кира Николаевна, следуя за своим избранником – адмиралом Арсением Головко – оставила Художественный театр и стала примой театра в Калининграде…
У нас сейчас много премий, в составе которых есть номинация Честь и достоинство. И часто, наблюдая за их вручением, я думаю: Господи, Боже мой, как же вы, в течение такого долгого времени присуждая эту премию, не видите едва ли не самого достойного человека! Кира Николаевна прекрасна тем, что ее и сравнивать ни с кем не надо. Она самоценна. Как у Пастернака: Я думал о переплетении века связующих тягот…. Она на самом деле связывает века. Я видел ее в роли Натали в Последних днях – пятьдесят лет назад! Потом она преподавала с совершенно беззаветной любовью птицематки, оберегающей своих едва умеющих передвигаться птенцов. А с какой радостью и совершенно без обиды она откликнулась на мой призыв вернуться на сцену Художественного театра! Та живость, та отвага, с которой она играла в постановке Учителя словесности Николая Шейко или то, как отчаянно смело она выходила в спектакле Кирилла Серебренникова Лес… Не думаю, что в нашем цеху найдется много людей, способных в течение 70 лет служения театру столь же высоко и изящно нести эти понятия – Честь и Достоинство. А уж о доброжелательстве и говорить не приходится. К сожалению, такие люди не клонируются и не выпускаются даже малыми сериями. Это единичные явления, особенно в театре, где крайне редкое свойство – умение радоваться успехам своих коллег. Возможно, Кира Николаевна всегда была столь красива еще и потому, что ей чужды и зависть, и злость. Я помню чрезвычайно внимательную ко мне Аллу Константиновну Тарасову или не менее звонкую в отстаивании себя Анастасию Павловну Георгиевскую, но все-таки, там было больше оборонительных редутов и наступательного движения. А вот этой ясноглазости и всегдашней радости при встрече с ближним – не было…
Кира Николаевна была счастлива в любви, была счастлива на сцене, мне думается, она заслуживает не просто нашего внимания к ней, она заслуживает нашего удивления перед красивой судьбой русской актрисы, так отчаянно смело перешагнувшей из века двадцатого в век двадцать первый».
Художественный театр поздравляет Киру Николаевну с днём рождения и от всего сердца желает ей здравствовать!