«Лаборатория режиссёрских дебютов»: спектакль Егора Трухина «Мама» по пьесе Флориана Зеллера

В МХТ имени А. П. Чехова идут репетиции спектакля молодого режиссера Егора Трухина «Мама» по пьесе Флориана Зеллера. Премьера на Новой сцене МХТ запланирована на февраль.
Пьесы Зеллера из его «семейной трилогии» – «Папа», «Мама», «Сын» – сегодня у всех на устах. По ним снимается кино (недавно в прокате был фильм «Отец», режиссерский кинодебют Зеллера с Энтони Хопкинсом в главной роли, а сейчас драматург готовится к съемкам «Сына»), они идут в театрах множества стран. Активно ставят эти пьесы и в России.
Флориан Зеллер – настоящий вундеркинд. Свой первый роман «Искусственный снег» студент парижского Института политических исследований, где обучается будущая дипломатическая элита Франции, написал в 22 года. Сочинять начал не без влияния Милана Кундеры, книги которого обожал. Третий роман – «Очарование зла» – прославил Зеллера: в 2004 году он получил за эту книгу престижную премию Prix Interallié. Театром Флориан увлекся случайно: однажды его попросили написать либретто для оперы. Зеллер, завзятый меломан, согласился. «Я думал, что это будет свидание с музыкой, а это оказалось свиданием с театром», – рассказывал он позже.
Роман с театром вышел бурным и счастливым. И в творческом плане, и в личном. Драма Зеллера «Отец» (2012) прогремела в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и была названа «самой известной пьесой последнего десятилетия». А работа над спектаклем «Манеж» в Париже обернулась судьбоносной встречей: одну из ролей в нем сыграла модель и актриса Марин Дельтерм, на которой Флориан в итоге женился.
Нынешний бум вокруг пьес Зеллера понятен: его драмы посвящены проблемам современной семьи и задевают всех. Они попадают в болевую точку времени, говорят о том, что ментальное здоровье сегодня – как тонкий лед, который в любой момент может разлететься вдребезги под напором жизни. В одном интервью Зеллер назвал своих героев «людьми с трещинами». При этом уточнил, что не пишет исповедей – рассказанные им истории далеки от его собственной жизни. Просто он умеет страдать (и сострадать), а это, по мнению Зеллера, важнейшее качество для писателя.
Героине пьесы «Мама» – женщине на грани нервного срыва, чьи дети выросли и живут своей жизнью, а муж заметно отдалился – не сострадать невозможно. В спектакле Егора Трухина главную роль сыграет актриса Мария Зорина. В других ролях: Алексей Красненков, Кузьма Котрелев, Мария Сокольская. Спектакль создается в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» — совместного проекта МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства).
Фото Samuel Kirszenbaum