Максим Матвеев о ситуации вокруг спектакля «Идеальный муж. Комедия»
Пора высказаться и нам.
Я довольно внимательно слежу за дискуссией, которая идет вокруг нашего спектакля «Идеальный муж». Поначалу эта дискуссия радовала: переполненные залы (сыграли уже 28 раз), столкновение разных точек зрения. В программке, ведь, прямо сказано, что это не пьеса Оскара Уайльда, а пьеса Константина Богомолова по мотивам пьесы О. Уайльда.
Мы играли и играем спектакль при огромном интересе публики. Чего бы еще ждать? Но некоторое время назад дискуссия вокруг спектакля повернула в неожиданное русло. Я оторопел и все наши актеры оторопели, когда две недели назад группа воинствующих хулиганов вылетела из зала на сцену с криками, что они защитят от нас, актеров, Господа Бога Христа. Хулиганов выдворили, будет, надеюсь, суд. Знак распятия есть во многих наших спектаклях – желающие могут прийти и посмотреть у нас «Мастера и Маргариту». Священники тоже живут на нашей сцене: приходите, скажем, на чеховскую «Дуэль». В «Идеальном муже» совершенно иная ситуация и иной художественный ход. Именно мне, верующему человеку, приходится играть некоего прохвоста отца Артемия. Этот Артемий, придуманный в спектакле, это же карикатура, фейк, пародия. Он не священник, а мелкий бес, ничтожный Мефистофель, что ясно из контекста спектакля, — их, согласитесь, столько расплодилось в современной Руси. Ну, вроде того томского батюшки, который недавно предложил официально называть б…ми всех женщин, имеющих детей, но не имеющих мужей. Мой Артемий не носит рясы – узкое стильное черное наглухо застегнутое пальто. На нем и крест не настоящий – а дешевка, подделка. Он часть гламурного мира, и он прикрывает их своим фальшивым благочестием. Я именно это играю, именно так отношусь к этому псевдораспятию. Кстати, в истории религии не только Христа распяли, но и многих женщин распинали! Кажется, тут все ясно, да вот оказалось, что не ясно. Особенно, если спектакль не смотреть, а пользоваться только слухами.
Пресекать вылазки хулиганов — это дело правоохранительных органов, а не театра. Если художественные вопросы у нас будут решаться полицией, этим мы нанесем христианству настоящее оскорбление. Говорю это как артист Художественного театра, говорю это как верующий человек, которого действительно поражает и оскорбляет вакханалия невежества, которую кто-то желает, видимо, поощрить.
Максим Матвеев, артист Художественного театра им. А. П. Чехова
Я довольно внимательно слежу за дискуссией, которая идет вокруг нашего спектакля «Идеальный муж». Поначалу эта дискуссия радовала: переполненные залы (сыграли уже 28 раз), столкновение разных точек зрения. В программке, ведь, прямо сказано, что это не пьеса Оскара Уайльда, а пьеса Константина Богомолова по мотивам пьесы О. Уайльда.
Мы играли и играем спектакль при огромном интересе публики. Чего бы еще ждать? Но некоторое время назад дискуссия вокруг спектакля повернула в неожиданное русло. Я оторопел и все наши актеры оторопели, когда две недели назад группа воинствующих хулиганов вылетела из зала на сцену с криками, что они защитят от нас, актеров, Господа Бога Христа. Хулиганов выдворили, будет, надеюсь, суд. Знак распятия есть во многих наших спектаклях – желающие могут прийти и посмотреть у нас «Мастера и Маргариту». Священники тоже живут на нашей сцене: приходите, скажем, на чеховскую «Дуэль». В «Идеальном муже» совершенно иная ситуация и иной художественный ход. Именно мне, верующему человеку, приходится играть некоего прохвоста отца Артемия. Этот Артемий, придуманный в спектакле, это же карикатура, фейк, пародия. Он не священник, а мелкий бес, ничтожный Мефистофель, что ясно из контекста спектакля, — их, согласитесь, столько расплодилось в современной Руси. Ну, вроде того томского батюшки, который недавно предложил официально называть б…ми всех женщин, имеющих детей, но не имеющих мужей. Мой Артемий не носит рясы – узкое стильное черное наглухо застегнутое пальто. На нем и крест не настоящий – а дешевка, подделка. Он часть гламурного мира, и он прикрывает их своим фальшивым благочестием. Я именно это играю, именно так отношусь к этому псевдораспятию. Кстати, в истории религии не только Христа распяли, но и многих женщин распинали! Кажется, тут все ясно, да вот оказалось, что не ясно. Особенно, если спектакль не смотреть, а пользоваться только слухами.
Пресекать вылазки хулиганов — это дело правоохранительных органов, а не театра. Если художественные вопросы у нас будут решаться полицией, этим мы нанесем христианству настоящее оскорбление. Говорю это как артист Художественного театра, говорю это как верующий человек, которого действительно поражает и оскорбляет вакханалия невежества, которую кто-то желает, видимо, поощрить.
Максим Матвеев, артист Художественного театра им. А. П. Чехова