МХАТ в театре военных действий. К 65-летию Великой Победы.
Лето 1941 года, афиша гастролей МХАТ имени М. Горького в Минске:
М. Горький «На дне» — 17, 18, 22, 24 июня
Шеридан «Школа злословия» — 19, 20, 22 (днём), 23 июня
Мольер «Тартюф» — 21, 27, 29 июня
М. Булгаков «Дни Турбиных» — 25, 26, 28, 29 (днём), 30 июня
22-го июня в антракте «Школы злословия» на сцену Дома Красной Армии, где проходили гастроли, поднялся военный и сообщил о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Затем он объявил, что военнообязанные должны направиться в свои военкоматы, а остальные зрители могут оставаться в зале, так как спектакль будет продолжаться. Под вой сирен воздушной тревоги было сыграно ещё два вечерних спектакля, а 24 июня, в результате массированных налетов гитлеровской авиации, был уничтожен практически весь центр Минска, погибли тысячи людей. Бомбой была разрушена часть театрального здания, сгорели все привезённые из Москвы декорации и костюмы (история легендарного спектакля «Дни Турбиных», украшавшего сцену МХАТ с 1926 года, была этим завершена, больше данная постановка Станиславского никогда не возобновлялась). В условиях всеобщей паники и бомбёжки мхатовцы самостоятельно выбирались из горящего Минска и вернулись в Москву 29 июня.
В июле 1941 года в действующую армию были призваны 52 служащих МХАТ, в 1942-м году — 24. Двенадцать из них с войны не вернулись, их имена увековечены на памятной доске в служебном фойе театра: Николай Иванов (1922 г.р.), Яков Куклин (1897 г.р.), Макар Трунков (1908 г.р.), Иван Горемыкин (1916 г.р.), Михаил Фёдоров (1914 г.р.), Иван Кузнецов, Борис Ключников (1905 г.р.), Павел Гурьянов, Сергей Агафонов (1910 г.р.), Митрофан Максимов (1892 г.р.), Дмитрий Артамонов (1911 г.р.), Георгий Наумов (1907 г.р.) — артисты, гримёры, билетёры, рабочие сцены…
Среди тех, кто ушёл на войну в 1942-м, был Вадим Васильевич Шверубович (1901-1981) — заместитель заведующего постановочной части МХАТ, сын легендарных артистов Художественного театра Василия Качалова и Нины Литовцевой, отец будущего выдающегося театроведа Алексея Бартошевича. Он имел бронь, но добровольцем ушёл в ополчение. Попал в плен под Вязьмой, бежал из лагеря военнопленных, через Сен-Готар добрался до Италии, где его прятали в одном из горных монастырей монахи-бенедектинцы, участвовал в итальянском антифашистском Сопротивлении. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали и он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу во МХАТ. Вскоре он стал одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, в 1954 году возглавил постановочный факультет, был одним из создателей театра «Современник».
В октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов и в течение сезона играл спектакли на сцене местного ТЮЗа. Осенью 1942-го театр вернулся в Москву и продолжил работу. За время войны было создано семь новых спектаклей: «Кремлёвские куранты», «Фронт», «Последние дни (Пушкин)», «Глубокая разведка», «Русские люди», «Последняя жертва», «Офицер флота». Одиннадцать раз бригады артистов театра выезжали на передовую — когда на неделю, а когда и на месяцы: Западный, Карельский, Северо-Западный, Прибалтийский фронты, Военно-воздушное подразделение М. М. Громова, Смоленское авиационное подразделение… Постоянными участниками бригад были А. Тарасова, О. Андровская, В. Станицын, С. Пилявская, К. Головко, В. Санаев, Н. Боголюбов, М. Прудкин, В. Ершов, А. Зуева, И. Дорохин, А. Георгиевская, Г. Калиновская, Я. Сухарев, Н. Словинский, А. Акимов, З. Баталова, Л. Леонидов, В. Комиссаров, И. Раевский, Б. Добронравов, В. Гузарева… В госпиталях и военных частях выступали и корифеи театра: О. Книппер-Чехова, И. Москвин, В. Качалов, Н. Хмелёв, М. Яншин…
Но подлинным чудом военного периода стало создание в 1943 году Школы-студии МХАТ. В это тяжёлое время 84-летний Владимир Иванович Немирович-Данченко жил заботами не только о настоящем, но и о будущем Художественного театра. Ему не суждено было увидеть открытия Школы, организации которой он добивался — Владимир Иванович скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. На следующий день Совнарком постановил основать при Художественном театре вуз — Школу-студию, и присвоить ей имя Вл. И. Немировича-Данченко. Уже летом был произведён первый набор студентов, а 20 октября 1943 года состоялось официальное открытие Школы.
Одним из студентов первого набора был юный Владлен Давыдов. В 1949 году, после выхода фильма Г. Александрова «Встреча на Эльбе», он, сыгравший в этой кинокартине главную роль, буквально проснётся знаменитым. Вступив во МХАТ в 1947 году, Давыдов станет одним из ведущих артистов труппы, а с 1985-го по 2000-й год будет возглавлять Музей МХАТ. Сегодня Владлен Семёнович продолжает выходить на родную сцену в спектаклях «Чайка» и «Амадей».
Владлен Семёнович Давыдов и Кира Николаевна Головко (актриса МХАТ с 1938 года, участница военных агитбригад, вдова адмирала Арсения Головко (в годы войны — командующий Северным флотом)) — старейшины сегодняшнего Художественного театра, его живая память, свидетели и действующие лица его истории.
9 мая 1945 года во МХАТе шёл спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и этот факт вошёл в летопись театра байкой. Как гласит легенда, за несколько минут до начала действа к главному администратору театра Фёдору Михальскому обратился взволнованный зритель в полковничьих погонах. Он настоятельно просил ответить на один-единственный вопрос: какой спектакль он всё-таки сегодня увидит — «Безумный день» или «Женитьбу Фигаро»? «Уже дают звонки, а билетёры отвечают неопределённо!». Фёдор Николаевич, увековеченный в «Театральном романе» Булгакова под именем Филиппа Филипповича, успокоил героя войны: «Дорогой друг, хочу обрадовать вас! В связи с сегодняшним всенародным праздником дирекция приняла решение в порядке исключения показать в один вечер оба эти спектакля!».
Война завершилась Победой и одержавшие её солдаты возвращались к мирной жизни, к гражданским профессиям. Те, кто ушёл на фронт со школьной скамьи, вспоминали о том, кем они когда-то мечтали стать.
Иннокентий Смоктуновский попал на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет. Сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, был в плену, бежал, воевал в партизанском отряде, дошёл до Берлина… Сразу по окончании войны он пошёл учиться на артиста — в театральную студию при Красноярском драмтеатре. Десять лет работы в провинциальных театрах, московская неустроенность, наконец — первый успех в кино и приглашение на роль князя Мышкина в БДТ. С 1975 года и до конца жизни в 1994-м — артист Художественного театра. Именно на сцене МХАТ в 1992 году после спектакля «Кабала святош» Иннокентию Михайловичу была вручена награда, к которой он был представлен в 1943-м — его первая медаль «За отвагу». Вторая такая же медаль была вручена ему своевременно — в 1945-м.
Военный лётчик Владимир Кашпур, закончивший войну 18-летним штурманом, ещё шесть лет не покидал авиацию, но в 1951-м году всё-таки стал тем, кем должен был стать — актёром. Несколько лет он служил во Владимирском областном драмтеатре, а в 1959 году закончил Школу-студию МХАТ, играл в «Современнике». В 1961 году он вступил в труппу Художественного театра — на полвека, на всю оставшуюся жизнь… Владимир Терентьевич умер в октябре прошлого года. Всего год назад он играл на всех трёх наших сценах — в «Белой гвардии», «Вишнёвом саде», «Новом американце», «Обломове»…
Одна из незыблемых мхатовских традиций: каждый год накануне 9 Мая театр собирает своих ветеранов — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. С каждым годом их приходит всё меньше. Совсем недавно из жизни ушли истинные мхатовцы, никогда не выходившие на сцену, но бывшие живыми легендами Художественного театра — закройщик-портной Александр Титович Перцев и машинист Никифор Ануфриевич Барановский… В этом году на праздник были приглашены 64 ветерана, 18 из них работают в театре и сегодня. К сожалению, по состоянию здоровья прийти на встречу смогли не все, но никто не был обойдён благодарностью и поддержкой театра. Сегодня мы ещё раз повторяем: дорогие наши, спасибо за всё! И, пожалуйста, будьте здоровы!
Московский Художественный театр поздравляет всех, кто прошёл и пережил войну, всех, в ком жива память о Великой Отечественной, с великим праздником — Днём Победы!
М. Горький «На дне» — 17, 18, 22, 24 июня
Шеридан «Школа злословия» — 19, 20, 22 (днём), 23 июня
Мольер «Тартюф» — 21, 27, 29 июня
М. Булгаков «Дни Турбиных» — 25, 26, 28, 29 (днём), 30 июня
22-го июня в антракте «Школы злословия» на сцену Дома Красной Армии, где проходили гастроли, поднялся военный и сообщил о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Затем он объявил, что военнообязанные должны направиться в свои военкоматы, а остальные зрители могут оставаться в зале, так как спектакль будет продолжаться. Под вой сирен воздушной тревоги было сыграно ещё два вечерних спектакля, а 24 июня, в результате массированных налетов гитлеровской авиации, был уничтожен практически весь центр Минска, погибли тысячи людей. Бомбой была разрушена часть театрального здания, сгорели все привезённые из Москвы декорации и костюмы (история легендарного спектакля «Дни Турбиных», украшавшего сцену МХАТ с 1926 года, была этим завершена, больше данная постановка Станиславского никогда не возобновлялась). В условиях всеобщей паники и бомбёжки мхатовцы самостоятельно выбирались из горящего Минска и вернулись в Москву 29 июня.
В июле 1941 года в действующую армию были призваны 52 служащих МХАТ, в 1942-м году — 24. Двенадцать из них с войны не вернулись, их имена увековечены на памятной доске в служебном фойе театра: Николай Иванов (1922 г.р.), Яков Куклин (1897 г.р.), Макар Трунков (1908 г.р.), Иван Горемыкин (1916 г.р.), Михаил Фёдоров (1914 г.р.), Иван Кузнецов, Борис Ключников (1905 г.р.), Павел Гурьянов, Сергей Агафонов (1910 г.р.), Митрофан Максимов (1892 г.р.), Дмитрий Артамонов (1911 г.р.), Георгий Наумов (1907 г.р.) — артисты, гримёры, билетёры, рабочие сцены…
Среди тех, кто ушёл на войну в 1942-м, был Вадим Васильевич Шверубович (1901-1981) — заместитель заведующего постановочной части МХАТ, сын легендарных артистов Художественного театра Василия Качалова и Нины Литовцевой, отец будущего выдающегося театроведа Алексея Бартошевича. Он имел бронь, но добровольцем ушёл в ополчение. Попал в плен под Вязьмой, бежал из лагеря военнопленных, через Сен-Готар добрался до Италии, где его прятали в одном из горных монастырей монахи-бенедектинцы, участвовал в итальянском антифашистском Сопротивлении. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали и он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу во МХАТ. Вскоре он стал одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, в 1954 году возглавил постановочный факультет, был одним из создателей театра «Современник».
В октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов и в течение сезона играл спектакли на сцене местного ТЮЗа. Осенью 1942-го театр вернулся в Москву и продолжил работу. За время войны было создано семь новых спектаклей: «Кремлёвские куранты», «Фронт», «Последние дни (Пушкин)», «Глубокая разведка», «Русские люди», «Последняя жертва», «Офицер флота». Одиннадцать раз бригады артистов театра выезжали на передовую — когда на неделю, а когда и на месяцы: Западный, Карельский, Северо-Западный, Прибалтийский фронты, Военно-воздушное подразделение М. М. Громова, Смоленское авиационное подразделение… Постоянными участниками бригад были А. Тарасова, О. Андровская, В. Станицын, С. Пилявская, К. Головко, В. Санаев, Н. Боголюбов, М. Прудкин, В. Ершов, А. Зуева, И. Дорохин, А. Георгиевская, Г. Калиновская, Я. Сухарев, Н. Словинский, А. Акимов, З. Баталова, Л. Леонидов, В. Комиссаров, И. Раевский, Б. Добронравов, В. Гузарева… В госпиталях и военных частях выступали и корифеи театра: О. Книппер-Чехова, И. Москвин, В. Качалов, Н. Хмелёв, М. Яншин…
Но подлинным чудом военного периода стало создание в 1943 году Школы-студии МХАТ. В это тяжёлое время 84-летний Владимир Иванович Немирович-Данченко жил заботами не только о настоящем, но и о будущем Художественного театра. Ему не суждено было увидеть открытия Школы, организации которой он добивался — Владимир Иванович скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. На следующий день Совнарком постановил основать при Художественном театре вуз — Школу-студию, и присвоить ей имя Вл. И. Немировича-Данченко. Уже летом был произведён первый набор студентов, а 20 октября 1943 года состоялось официальное открытие Школы.
Одним из студентов первого набора был юный Владлен Давыдов. В 1949 году, после выхода фильма Г. Александрова «Встреча на Эльбе», он, сыгравший в этой кинокартине главную роль, буквально проснётся знаменитым. Вступив во МХАТ в 1947 году, Давыдов станет одним из ведущих артистов труппы, а с 1985-го по 2000-й год будет возглавлять Музей МХАТ. Сегодня Владлен Семёнович продолжает выходить на родную сцену в спектаклях «Чайка» и «Амадей».
Владлен Семёнович Давыдов и Кира Николаевна Головко (актриса МХАТ с 1938 года, участница военных агитбригад, вдова адмирала Арсения Головко (в годы войны — командующий Северным флотом)) — старейшины сегодняшнего Художественного театра, его живая память, свидетели и действующие лица его истории.
9 мая 1945 года во МХАТе шёл спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и этот факт вошёл в летопись театра байкой. Как гласит легенда, за несколько минут до начала действа к главному администратору театра Фёдору Михальскому обратился взволнованный зритель в полковничьих погонах. Он настоятельно просил ответить на один-единственный вопрос: какой спектакль он всё-таки сегодня увидит — «Безумный день» или «Женитьбу Фигаро»? «Уже дают звонки, а билетёры отвечают неопределённо!». Фёдор Николаевич, увековеченный в «Театральном романе» Булгакова под именем Филиппа Филипповича, успокоил героя войны: «Дорогой друг, хочу обрадовать вас! В связи с сегодняшним всенародным праздником дирекция приняла решение в порядке исключения показать в один вечер оба эти спектакля!».
Война завершилась Победой и одержавшие её солдаты возвращались к мирной жизни, к гражданским профессиям. Те, кто ушёл на фронт со школьной скамьи, вспоминали о том, кем они когда-то мечтали стать.
Иннокентий Смоктуновский попал на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет. Сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, был в плену, бежал, воевал в партизанском отряде, дошёл до Берлина… Сразу по окончании войны он пошёл учиться на артиста — в театральную студию при Красноярском драмтеатре. Десять лет работы в провинциальных театрах, московская неустроенность, наконец — первый успех в кино и приглашение на роль князя Мышкина в БДТ. С 1975 года и до конца жизни в 1994-м — артист Художественного театра. Именно на сцене МХАТ в 1992 году после спектакля «Кабала святош» Иннокентию Михайловичу была вручена награда, к которой он был представлен в 1943-м — его первая медаль «За отвагу». Вторая такая же медаль была вручена ему своевременно — в 1945-м.
Военный лётчик Владимир Кашпур, закончивший войну 18-летним штурманом, ещё шесть лет не покидал авиацию, но в 1951-м году всё-таки стал тем, кем должен был стать — актёром. Несколько лет он служил во Владимирском областном драмтеатре, а в 1959 году закончил Школу-студию МХАТ, играл в «Современнике». В 1961 году он вступил в труппу Художественного театра — на полвека, на всю оставшуюся жизнь… Владимир Терентьевич умер в октябре прошлого года. Всего год назад он играл на всех трёх наших сценах — в «Белой гвардии», «Вишнёвом саде», «Новом американце», «Обломове»…
Одна из незыблемых мхатовских традиций: каждый год накануне 9 Мая театр собирает своих ветеранов — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. С каждым годом их приходит всё меньше. Совсем недавно из жизни ушли истинные мхатовцы, никогда не выходившие на сцену, но бывшие живыми легендами Художественного театра — закройщик-портной Александр Титович Перцев и машинист Никифор Ануфриевич Барановский… В этом году на праздник были приглашены 64 ветерана, 18 из них работают в театре и сегодня. К сожалению, по состоянию здоровья прийти на встречу смогли не все, но никто не был обойдён благодарностью и поддержкой театра. Сегодня мы ещё раз повторяем: дорогие наши, спасибо за всё! И, пожалуйста, будьте здоровы!
Московский Художественный театр поздравляет всех, кто прошёл и пережил войну, всех, в ком жива память о Великой Отечественной, с великим праздником — Днём Победы!