МХАТ в театре военных действий. К 70-летию Великой Победы
Лето 1941 года, афиша гастролей МХАТ имени М. Горького в Минске:
М. Горький «На дне» — 17, 18, 22, 24 июня
Шеридан «Школа злословия» — 19, 20, 22(днём), 23 июня
Мольер «Тартюф» — 21, 27, 29 июня
М. Булгаков «Дни Турбиных» — 25, 26, 28, 29 (днём), 30 июня
22-го июня в антракте «Школы злословия» на сцену Дома Красной Армии, где проходили гастроли, поднялся военный и сообщил о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Затем он объявил, что военнообязанные должны направиться в свои военкоматы, а остальные зрители могут оставаться в зале, так как спектакль будет продолжаться. Под вой сирен воздушной тревоги было сыграно ещё два вечерних спектакля, а 24 июня, в результате массированных налетов гитлеровской авиации, был уничтожен практически весь центр Минска, погибли тысячи людей. Бомбой была разрушена часть театрального здания, сгорели все привезённые из Москвы декорации и костюмы (история легендарного спектакля «Дни Турбиных», украшавшего сцену МХАТ с 1926 года, была этим завершена, больше данная постановка Станиславского никогда не возобновлялась). В условиях всеобщей паники и бомбёжки мхатовцы самостоятельно выбирались из горящего Минска.
«Пассажирское сообщение уже было прервано. Горел вокзал, бомбили пути, составы. Часть людей вышла из города светлой ночью; за спиной стояло зарево: горел Минск, шли по обочине шоссе Москва-Минск в потоке женщин и детей. На запад двигался другой поток – зеленые машины, защитные гимнастерки. Единственный грузовик вывез остававшихся в городе актеров на шоссе. Там соединились с вышедшими раньше». (Е. И. Полякова «И. М. Москвин»).
29 июня труппа вернулась в Москву. Накануне в газете «Правда» было напечатано письмо Вл. И. Немировича-Данченко «Работники искусства — вместе со всем народом».
Иван Москвин: «Мы ушли из Минска, унося с собой чувство боли, ненависти и гнева… Мы не только жили в атмосфере войны, не только были свидетелями страданий народа, его священного гнева, но стали ощущать себя участниками войны, подчинив искусство МХАТ делу защиты Родины и нашей культуры. В эти суровые часы испытаний мы твердо поняли: мы русские, мы верные сыны нашей Родины и готовы для нее отдать все».
В июле 1941 года в действующую армию были призваны 52 служащих МХАТ, в 1942-м году — 24. Двенадцать призывников с войны не вернулись, их имена увековечены на памятной доске в служебном фойе театра: Николай Иванов (1922 г.р.), Яков Куклин (1897 г.р.), Макар Трунков (1908 г.р.), Иван Горемыкин (1916 г.р.), Михаил Фёдоров (1914 г.р.), Иван Кузнецов, Борис Ключников (1905 г.р.), Павел Гурьянов, Сергей Агафонов (1910 г.р.), Митрофан Максимов (1892 г.р.), Дмитрий Артамонов (1911 г.р.), Георгий Наумов (1907 г.р.) — артисты, гримёры, билетёры, рабочие сцены…
Среди тех, кто ушёл на войну в 1942-м, был Вадим Шверубович (1901-1981) — заместитель заведующего постановочной части МХАТ, сын легендарных артистов Художественного театра Василия Качалова и Нины Литовцевой, отец будущего выдающегося театроведа Алексея Бартошевича. Он имел бронь, но добровольцем ушёл в ополчение. Попал в плен под Вязьмой, бежал из лагеря военнопленных, через Сен-Готар добрался до Италии, где его прятали в одном из горных монастырей монахи-бенедектинцы, участвовал в итальянском антифашистском Сопротивлении. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали, и он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу во МХАТ. Вскоре он стал одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, в 1954 году возглавил постановочный факультет, был одним из создателей театра «Современник».
В сентябре 1941 г. старейших актеров театра — «золотой фонд» МХАТ — эвакуировали в Нальчик. Среди них были: Вл. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. М. Тарханов, Ф. В. Шевченко, А. Л. Вишневский, С. В. Халютина, А. К. Тарасова, Н. Н. Литовцева, Е. Ф. Скульская, Б. Л. Изралевский. Находясь в эвакуации, они давали концерты в госпиталях: «в г. Тбилиси — 24, в г. Ереван — 5, в г. Баку — 7, в г. Сочи — 4, в г. Гори — 2, в г. Сталинири — 2, Гагры — 2, Кировобаде — 3, Сухуми — 2 , итого 51 концерт» (справка из Управления по делам искусств при СНК Грузинской ССР от 15 августа 1942 года № 18).
В октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов и в течение сезона играл спектакли на сцене местного ТЮЗа. В августе-октябре 1942 г. прошли большие гастроли в Свердловске. Осенью 1942-го театр вернулся в Москву и продолжил работу. За время войны было создано семь новых спектаклей: «Кремлёвские куранты», «Фронт», «Последние дни (Пушкин)», «Глубокая разведка», «Русские люди», «Последняя жертва», «Офицер флота». Одиннадцать раз бригады артистов театра выезжали на передовую — когда на неделю, а когда и на месяцы: Западный, Карельский, Северо-Западный, Прибалтийский фронты, Военно-воздушное подразделение М. М. Громова, Смоленское авиационное подразделение… Постоянными участниками бригад были А. Тарасова, О. Андровская, В. Станицын, С. Пилявская, К. Головко, Н. Боголюбов, М. Прудкин, В. Ершов, А. Зуева, И. Дорохин, А. Георгиевская, Г. Калиновская, В. Санаев, Я. Сухарев, Н. Словинский, А. Акимов, З. Баталова, А. Комиссаров, И. Раевский, Б. Добронравов, В. Гузарева…
Но подлинным чудом военного периода стало создание в 1943 году Школы-студии МХАТ. В это тяжёлое время 84-летний Владимир Иванович Немирович-Данченко жил заботами не только о настоящем, но и о будущем Художественного театра: «Мечтаю, мечтаю о своей школе при театре! Чтобы выросла новая актёрская молодежь. Чтобы она смогла подпереть стариков, как это было в 1924 году, когда к нам влилась 2-я студия. Это необходимо. О чём бы ни думал, — все мысли упираются в смену». Ему не суждено было увидеть открытия Школы, организации которой он добивался — Владимир Иванович скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. На следующий день Совнарком постановил основать при Художественном театре вуз — Школу-студию, и присвоить ей имя Вл. И. Немировича-Данченко. Уже летом был произведён первый набор студентов, а 20 октября 1943 года состоялось официальное открытие Школы.
Одним из студентов первого набора был Виктор Монюков (1924-1984), служивший в то время в штабе ПВО на Западном фронте, — будущий режиссёр, создатель Московского Нового драматического театра, выдающийся педагог, воспитавший целую плеяду мастеров экрана и сцены.
Его однокурсником был юный Владлен Давыдов. В 1949 году он сыграет главную роль в одной из культовых кинолент послевоенного времени — фильме Г. Александрова «Встреча на Эльбе» (лидер проката 1949 года, 24,2 миллиона зрителей). Вступив во МХАТ в 1947 году, Давыдов станет одним из ведущих артистов труппы, с 1985-го по 2000-й год будет возглавлять Музей МХАТ. Владлен Семёнович ушёл из жизни совсем недавно – в июне 2012 г.
Война завершилась Победой и одержавшие её солдаты возвращались к мирной жизни, к гражданским профессиям. Те, кто ушёл на фронт со школьной скамьи, вспоминали о том, кем они когда-то мечтали стать.
Иннокентий Смоктуновский попал на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет. Сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, был в плену, бежал, воевал в партизанском отряде, дошёл до Берлина… Сразу по окончании войны он пошёл учиться на артиста — в театральную студию при Красноярском драмтеатре. Десять лет работы в провинциальных театрах, московская неустроенность, наконец — первый успех в кино и приглашение на роль князя Мышкина в БДТ. С 1975 года и до конца жизни в 1994-м — артист Художественного театра. Именно на сцене МХАТ в 1992 году после спектакля «Кабала святош» Иннокентию Михайловичу была вручена награда, к которой он был представлен в 1943-м — его первая медаль «За отвагу». Вторая такая же медаль была вручена ему своевременно — в 1945-м.
Военный лётчик Владимир Кашпур, закончивший войну 18-летним штурманом, ещё шесть лет не покидал авиацию, но в 1951-м году всё-таки стал тем, кем должен был стать — актёром. Несколько лет он служил во Владимирском областном драмтеатре, а в 1959 году закончил Школу-студию МХАТ, играл в «Современнике». В 1961 году он вступил в труппу Художественного театра — на полвека, на всю оставшуюся жизнь… Владимир Терентьевич умер в октябре 2009 г. До последних своих дней он играл на всех трёх наших сценах — в «Белой гвардии», «Вишнёвом саде», «Новом американце», «Обломове»…
Одна из незыблемых мхатовских традиций: каждый год накануне 9 Мая театр собирает своих ветеранов — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В этом году встреча состоялась 7 мая. А сегодня мы ещё раз повторяем: дорогие наши, спасибо за всё! И, пожалуйста, будьте здоровы!
Московский Художественный театр поздравляет всех, кто прошёл и пережил войну, всех, в ком жива память о Великой Отечественной, с великим праздником — Днём Победы!
70-летию Победы посвящены выставка, открытая Музеем МХАТ в Зелёном фойе театра, музыкальный вечер «Песни военных лет», состоявшийся на Основной сцене МХТ 8 мая, и спектакль по автобиографическому роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» — он будет сыгран 9 мая на Малой сцене.
М. Горький «На дне» — 17, 18, 22, 24 июня
Шеридан «Школа злословия» — 19, 20, 22(днём), 23 июня
Мольер «Тартюф» — 21, 27, 29 июня
М. Булгаков «Дни Турбиных» — 25, 26, 28, 29 (днём), 30 июня
22-го июня в антракте «Школы злословия» на сцену Дома Красной Армии, где проходили гастроли, поднялся военный и сообщил о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Затем он объявил, что военнообязанные должны направиться в свои военкоматы, а остальные зрители могут оставаться в зале, так как спектакль будет продолжаться. Под вой сирен воздушной тревоги было сыграно ещё два вечерних спектакля, а 24 июня, в результате массированных налетов гитлеровской авиации, был уничтожен практически весь центр Минска, погибли тысячи людей. Бомбой была разрушена часть театрального здания, сгорели все привезённые из Москвы декорации и костюмы (история легендарного спектакля «Дни Турбиных», украшавшего сцену МХАТ с 1926 года, была этим завершена, больше данная постановка Станиславского никогда не возобновлялась). В условиях всеобщей паники и бомбёжки мхатовцы самостоятельно выбирались из горящего Минска.
«Пассажирское сообщение уже было прервано. Горел вокзал, бомбили пути, составы. Часть людей вышла из города светлой ночью; за спиной стояло зарево: горел Минск, шли по обочине шоссе Москва-Минск в потоке женщин и детей. На запад двигался другой поток – зеленые машины, защитные гимнастерки. Единственный грузовик вывез остававшихся в городе актеров на шоссе. Там соединились с вышедшими раньше». (Е. И. Полякова «И. М. Москвин»).
29 июня труппа вернулась в Москву. Накануне в газете «Правда» было напечатано письмо Вл. И. Немировича-Данченко «Работники искусства — вместе со всем народом».
Иван Москвин: «Мы ушли из Минска, унося с собой чувство боли, ненависти и гнева… Мы не только жили в атмосфере войны, не только были свидетелями страданий народа, его священного гнева, но стали ощущать себя участниками войны, подчинив искусство МХАТ делу защиты Родины и нашей культуры. В эти суровые часы испытаний мы твердо поняли: мы русские, мы верные сыны нашей Родины и готовы для нее отдать все».
В июле 1941 года в действующую армию были призваны 52 служащих МХАТ, в 1942-м году — 24. Двенадцать призывников с войны не вернулись, их имена увековечены на памятной доске в служебном фойе театра: Николай Иванов (1922 г.р.), Яков Куклин (1897 г.р.), Макар Трунков (1908 г.р.), Иван Горемыкин (1916 г.р.), Михаил Фёдоров (1914 г.р.), Иван Кузнецов, Борис Ключников (1905 г.р.), Павел Гурьянов, Сергей Агафонов (1910 г.р.), Митрофан Максимов (1892 г.р.), Дмитрий Артамонов (1911 г.р.), Георгий Наумов (1907 г.р.) — артисты, гримёры, билетёры, рабочие сцены…
Среди тех, кто ушёл на войну в 1942-м, был Вадим Шверубович (1901-1981) — заместитель заведующего постановочной части МХАТ, сын легендарных артистов Художественного театра Василия Качалова и Нины Литовцевой, отец будущего выдающегося театроведа Алексея Бартошевича. Он имел бронь, но добровольцем ушёл в ополчение. Попал в плен под Вязьмой, бежал из лагеря военнопленных, через Сен-Готар добрался до Италии, где его прятали в одном из горных монастырей монахи-бенедектинцы, участвовал в итальянском антифашистском Сопротивлении. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали, и он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу во МХАТ. Вскоре он стал одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, в 1954 году возглавил постановочный факультет, был одним из создателей театра «Современник».
В сентябре 1941 г. старейших актеров театра — «золотой фонд» МХАТ — эвакуировали в Нальчик. Среди них были: Вл. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. М. Тарханов, Ф. В. Шевченко, А. Л. Вишневский, С. В. Халютина, А. К. Тарасова, Н. Н. Литовцева, Е. Ф. Скульская, Б. Л. Изралевский. Находясь в эвакуации, они давали концерты в госпиталях: «в г. Тбилиси — 24, в г. Ереван — 5, в г. Баку — 7, в г. Сочи — 4, в г. Гори — 2, в г. Сталинири — 2, Гагры — 2, Кировобаде — 3, Сухуми — 2 , итого 51 концерт» (справка из Управления по делам искусств при СНК Грузинской ССР от 15 августа 1942 года № 18).
В октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов и в течение сезона играл спектакли на сцене местного ТЮЗа. В августе-октябре 1942 г. прошли большие гастроли в Свердловске. Осенью 1942-го театр вернулся в Москву и продолжил работу. За время войны было создано семь новых спектаклей: «Кремлёвские куранты», «Фронт», «Последние дни (Пушкин)», «Глубокая разведка», «Русские люди», «Последняя жертва», «Офицер флота». Одиннадцать раз бригады артистов театра выезжали на передовую — когда на неделю, а когда и на месяцы: Западный, Карельский, Северо-Западный, Прибалтийский фронты, Военно-воздушное подразделение М. М. Громова, Смоленское авиационное подразделение… Постоянными участниками бригад были А. Тарасова, О. Андровская, В. Станицын, С. Пилявская, К. Головко, Н. Боголюбов, М. Прудкин, В. Ершов, А. Зуева, И. Дорохин, А. Георгиевская, Г. Калиновская, В. Санаев, Я. Сухарев, Н. Словинский, А. Акимов, З. Баталова, А. Комиссаров, И. Раевский, Б. Добронравов, В. Гузарева…
Но подлинным чудом военного периода стало создание в 1943 году Школы-студии МХАТ. В это тяжёлое время 84-летний Владимир Иванович Немирович-Данченко жил заботами не только о настоящем, но и о будущем Художественного театра: «Мечтаю, мечтаю о своей школе при театре! Чтобы выросла новая актёрская молодежь. Чтобы она смогла подпереть стариков, как это было в 1924 году, когда к нам влилась 2-я студия. Это необходимо. О чём бы ни думал, — все мысли упираются в смену». Ему не суждено было увидеть открытия Школы, организации которой он добивался — Владимир Иванович скончался от сердечного приступа 25 апреля 1943 года. На следующий день Совнарком постановил основать при Художественном театре вуз — Школу-студию, и присвоить ей имя Вл. И. Немировича-Данченко. Уже летом был произведён первый набор студентов, а 20 октября 1943 года состоялось официальное открытие Школы.
Одним из студентов первого набора был Виктор Монюков (1924-1984), служивший в то время в штабе ПВО на Западном фронте, — будущий режиссёр, создатель Московского Нового драматического театра, выдающийся педагог, воспитавший целую плеяду мастеров экрана и сцены.
Его однокурсником был юный Владлен Давыдов. В 1949 году он сыграет главную роль в одной из культовых кинолент послевоенного времени — фильме Г. Александрова «Встреча на Эльбе» (лидер проката 1949 года, 24,2 миллиона зрителей). Вступив во МХАТ в 1947 году, Давыдов станет одним из ведущих артистов труппы, с 1985-го по 2000-й год будет возглавлять Музей МХАТ. Владлен Семёнович ушёл из жизни совсем недавно – в июне 2012 г.
Война завершилась Победой и одержавшие её солдаты возвращались к мирной жизни, к гражданским профессиям. Те, кто ушёл на фронт со школьной скамьи, вспоминали о том, кем они когда-то мечтали стать.
Иннокентий Смоктуновский попал на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет. Сражался на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, был в плену, бежал, воевал в партизанском отряде, дошёл до Берлина… Сразу по окончании войны он пошёл учиться на артиста — в театральную студию при Красноярском драмтеатре. Десять лет работы в провинциальных театрах, московская неустроенность, наконец — первый успех в кино и приглашение на роль князя Мышкина в БДТ. С 1975 года и до конца жизни в 1994-м — артист Художественного театра. Именно на сцене МХАТ в 1992 году после спектакля «Кабала святош» Иннокентию Михайловичу была вручена награда, к которой он был представлен в 1943-м — его первая медаль «За отвагу». Вторая такая же медаль была вручена ему своевременно — в 1945-м.
Военный лётчик Владимир Кашпур, закончивший войну 18-летним штурманом, ещё шесть лет не покидал авиацию, но в 1951-м году всё-таки стал тем, кем должен был стать — актёром. Несколько лет он служил во Владимирском областном драмтеатре, а в 1959 году закончил Школу-студию МХАТ, играл в «Современнике». В 1961 году он вступил в труппу Художественного театра — на полвека, на всю оставшуюся жизнь… Владимир Терентьевич умер в октябре 2009 г. До последних своих дней он играл на всех трёх наших сценах — в «Белой гвардии», «Вишнёвом саде», «Новом американце», «Обломове»…
Одна из незыблемых мхатовских традиций: каждый год накануне 9 Мая театр собирает своих ветеранов — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. В этом году встреча состоялась 7 мая. А сегодня мы ещё раз повторяем: дорогие наши, спасибо за всё! И, пожалуйста, будьте здоровы!
Московский Художественный театр поздравляет всех, кто прошёл и пережил войну, всех, в ком жива память о Великой Отечественной, с великим праздником — Днём Победы!
70-летию Победы посвящены выставка, открытая Музеем МХАТ в Зелёном фойе театра, музыкальный вечер «Песни военных лет», состоявшийся на Основной сцене МХТ 8 мая, и спектакль по автобиографическому роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» — он будет сыгран 9 мая на Малой сцене.