«МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии»

Сегодня днём в Портретном фойе МХТ состоялась презентация новой книги, подготовленной научно-исследовательским сектором Школы-студии МХАТ и выпущенной издательством «Московский Художественный театр», — «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии». О книге и о роли опального Второго Художественного театра в истории театрального искусства говорили Инна Соловьёва и Анатолий Смелянский, под редакцией которых была создана книга, художественный руководитель МХТ Олег Табаков, ведущие театроведы и искусствоведы нашей страны — Борис Любимов, Олег Фельдман, Видас Силюнас, Андрей Турков, Вячеслав Иванов, Алексей Бартошевич, писатель Евгений Попов.

Московский Художественный театр Второй своим возникновением обязан Первой Студии МХТ, из недр которой он родился в 1912 г. (в начале 1910-х, когда театральное искусство переживало очередной кризис, повсеместно крепло студийное движение, ставящее своей целью поиск новых театральных идей). Создатели Студии представляли собой «Собрание верующих в систему Станиславского», но после Октябрьской революции направление их работы изменилось, приблизившись к острой экспрессии, трагической эксцентрике, яркой театральности. Лучшие постановки того периода были связаны с именами Михаила Чехова и Евгения Вахтангова.
В 1924 году Студия стала новым самостоятельным театром — МХАТ Вторым. Это название дал ей В. И. Немирович-Данченко, в течение короткого времени бывший директором нового театра. С 1922 по 1928 г. во главе Второго Художественного стоял М. А. Чехов, в чьих программных спектаклях утверждалась своя, «чеховская» правда, отрицающая натурализм и быт на сцене, что порождало упреки критиков в склонности режиссера к мистике, формализму и политической близорукости. В 1928 г. Чехов эмигрировал из советской России, театр возглавил Иван Берсенев, а в феврале 1936-го МХАТ Второй на всеми признанном взлете был закрыт. Наступило время «равнения на МХАТ», в свете которого существование другого МХАТа было лишним: «…так называемый 2-й МХАТ не оправдывает своего названия МХАТа и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью» (из решения Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)).

Книга «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии» начинает процесс осмысления судьбы театра, чье имя было ошельмовано и предано историческому забвению. 

Поиск по сайту