Олег Ефремов: «Если я честный, я должен…»
1 октября исполнилось 85 лет со дня рождения Народного артиста СССР, режиссёра, основателя театра «Современник» и художественного руководителя МХАТ Олега Николаевича Ефремова (1927-2000).
Анатолий Смелянский: «Вечным двигателем» Олега Николаевича, совершенствованию которого он отдал жизнь, был Московский Художественный театр. В этой своей пожизненной работе он пользовался возможностями своего характера и дара. Обладал несокрушимой энергией в достижении цели, великолепно ориентировался на местности, художественной и политической, был ярко выраженным лидером, умудрённым театральным «диктатором», часто тараном, не умеющим отступать. «Желаю славы я» (с этими строками пришел в мае 45-го в Школу-студию) — это про него. «Достиг я высшей власти» — монологом Годунова закончил свою актёрскую карьеру — и это тоже про него. Полвека он «говорил за всю среду». Эта среда больше не существует, так же как и та страна, в которой он пытался возродить Художественный театр. Первые годы после ухода Ефремова усваивали и присваивали: кто был к нему ближе, кого он больше любил. Прошло больше десяти лет, все эти смешные споры и претензии смыты временем. Остался он сам во всем своем человеческом и художественном достоинстве, одиночестве, крупности и мощи характера. Остались не решённые им задачи, которые придётся решать следующим поколениям".
Накануне юбилея — 30 сентября — в Зелёном фойе театра открылась выставка «Олег Ефремов», подготовленная Музеем МХАТ, а на Основной сцене состоялся вечер, посвящённый Олегу Николаевичу — «Если я честный, я должен…».
Вечер открыло выступление солистки Большого театра Анны Аглатовой и оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Воспоминаниями об Олеге Ефремове поделились его друзья и коллеги — Олег Табаков, Лилия Толмачёва, Анатолий Смелянский, Наталья Солженицына, Михаил Швыдкой. Никита Ефремов прочёл «Памятку» — клятву верности театру и друг другу, которую в 1947 году подписали кровью Олег Ефремов и его однокурсники по Школе-студии МХАТ. В исполнении Натальи Теняковой, Виктора Сергачёва, Марины Брусникиной, Ирины Мирошниченко, Ольги Барнет, Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской прозвучали юношеские стихи Олега Ефремова, отрывки из его дневников и писем к родителям. Были зачитаны стихи Валентина Гафта, посвящённые Олегу Николаевичу, и письмо Льва Додина, который не смог присутствовать на вечере лично. И весь вечер с установленного на сцене экрана звучал монолог самого Олега Ефремова — одно из последних его интервью, записанное Анатолием Смелянским накануне 100-летия МХАТ.
Сегодня на Основной сцене театра будет показан спектакль «Чайка», поставленный Олегом Ефремовым в 1980 году и восстановленный после его смерти, в 2001, Николаем Скориком.
Анатолий Смелянский: «Вечным двигателем» Олега Николаевича, совершенствованию которого он отдал жизнь, был Московский Художественный театр. В этой своей пожизненной работе он пользовался возможностями своего характера и дара. Обладал несокрушимой энергией в достижении цели, великолепно ориентировался на местности, художественной и политической, был ярко выраженным лидером, умудрённым театральным «диктатором», часто тараном, не умеющим отступать. «Желаю славы я» (с этими строками пришел в мае 45-го в Школу-студию) — это про него. «Достиг я высшей власти» — монологом Годунова закончил свою актёрскую карьеру — и это тоже про него. Полвека он «говорил за всю среду». Эта среда больше не существует, так же как и та страна, в которой он пытался возродить Художественный театр. Первые годы после ухода Ефремова усваивали и присваивали: кто был к нему ближе, кого он больше любил. Прошло больше десяти лет, все эти смешные споры и претензии смыты временем. Остался он сам во всем своем человеческом и художественном достоинстве, одиночестве, крупности и мощи характера. Остались не решённые им задачи, которые придётся решать следующим поколениям".
Накануне юбилея — 30 сентября — в Зелёном фойе театра открылась выставка «Олег Ефремов», подготовленная Музеем МХАТ, а на Основной сцене состоялся вечер, посвящённый Олегу Николаевичу — «Если я честный, я должен…».
Вечер открыло выступление солистки Большого театра Анны Аглатовой и оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Воспоминаниями об Олеге Ефремове поделились его друзья и коллеги — Олег Табаков, Лилия Толмачёва, Анатолий Смелянский, Наталья Солженицына, Михаил Швыдкой. Никита Ефремов прочёл «Памятку» — клятву верности театру и друг другу, которую в 1947 году подписали кровью Олег Ефремов и его однокурсники по Школе-студии МХАТ. В исполнении Натальи Теняковой, Виктора Сергачёва, Марины Брусникиной, Ирины Мирошниченко, Ольги Барнет, Андрея Мягкова и Анастасии Вознесенской прозвучали юношеские стихи Олега Ефремова, отрывки из его дневников и писем к родителям. Были зачитаны стихи Валентина Гафта, посвящённые Олегу Николаевичу, и письмо Льва Додина, который не смог присутствовать на вечере лично. И весь вечер с установленного на сцене экрана звучал монолог самого Олега Ефремова — одно из последних его интервью, записанное Анатолием Смелянским накануне 100-летия МХАТ.
Сегодня на Основной сцене театра будет показан спектакль «Чайка», поставленный Олегом Ефремовым в 1980 году и восстановленный после его смерти, в 2001, Николаем Скориком.