Памяти Дмитрия Брусникина



17 ноября – день рождения актёра, режиссёра и педагога Дмитрия Брусникина. Год назад в Художественном театре был праздник – мы отмечали его 60-летие. На Малой сцене, где шёл в тот вечер спектакль «Иллюзии», собрались многочисленные друзья и ученики Дмитрия Владимировича, к спектаклю был выпущен праздничный буклет, посвящённый юбиляру. Там были опубликованы слова его учеников – артистов МХТ, сказанные о нём и для него. Сегодня, в память о нашем коллеге и друге, мы делимся этими текстами.

Анастасия Скорик, выпуск 2003 года: «Дмитрий Владимирович Брусникин – мастер моего курса. В 1999 г. вместе с Романом Ефимовичем Козаком они набрали нас – свой первый самостоятельный курс в Школе-студии МХАТ, до этого они преподавали на курсе Олега Ефремова. Алла Борисовна Покровская тоже была нашим педагогом, горячо любимым. Курс наш был удивительным. И во многом это заслуга именно педагогов, которые, помимо мастерства и фундамента профессии, закладывали в нас важные человеческие основы. Они нас именно растили… Дмитрий Владимирович сосуществовал с нами очень мудро, точно, созвучно молодой душе, с огромной отдачей и включением, тонким чутьем и колоссальной любовью к профессии и к самим студентам. С уважением к личности каждого. А это крайне важно, на мой взгляд. И вот на этих основах на втором курсе родился спектакль „Будь здоров, Гена!“. Я говорю о нем сейчас, и мне тепло. Мы все купили по книге Геннадия Шпаликова, и наши мастера для каждого выбрали стихотворение – мне досталось про Плес, в который я ездила с самого детства. За основу взяли несколько сценариев Шпаликова. Герои в большинстве своем были люди молодые, а мы даже моложе. И все совпало: удивительная глубина и ясность Шпаликова, его тонкое ощущение жизни, грусть, свет. Любовь, молодость, предельно внимательное отношение педагогов – все нас объединило. Спектакль по Шпаликову – это была идея Дмитрия Владимировича, он горел ею. Он вообще может совершенно невероятно гореть! И при этом в нем был удивительный покой, в каком-то домашний смысле – никогда не подавлял, с ним не страшно было ошибаться, а когда тяжело, он умел подбодрить. С ним было здорово, комфортно учиться. У нас была та самая золотая середина в отношениях учителя и учеников – ни в коей мере не панибратство, но и не трепет перед величием педагога: можно брать, учиться и при этом чувствовать, что этот человек за тебя, всегда за тебя. Недаром и дальнейшие его выпуски всегда славились особенной сплоченностью. Это неспроста. Я помню, на третьем курсе был сложный момент – никаких скандалов, просто мы как-то распались, разладились. Мастера нас собрали, и Дмитрий Владимирович в своей манере – тихо, прицельно, именно так, что мы все услышали и прочувствовали, – сказал просто: „Ребята, что с вами? Давайте поговорим“. И мы разговаривали, доверяя ему. Да, к нему всегда было доверие! Его манеры, сигареты, свитер, голос, юмор, авантюризм, лиризм, исходящая от него поддержка – все это составляет для меня невероятно „своего“ человека, которому я навсегда благодарна за то замечательное время».

Игорь Хрипунов, выпуск 2007 года: «Дмитрий Владимирович – один из немногих по-настоящему значимых людей в моей жизни. Он был моим педагогом в Школе-студии МХАТ и стал первым, кто научил меня работать в кино. К сожалению, на сцене мы пока не пересекались, только на поэтических вечерах, зато я снимался в трех его сериалах. В 2004 году, еще студентом, я получил роль милиционера в его фильме „МУР есть МУР“. Конечно, это было смешно: я хотел увеличить свою роль и все время пытался влезть в каждый следующий кадр; в итоге, вывел из себя оператора. А Дмитрий Владимирович очень сдержанно и тихо сказал: „Игоречек, ну не надо… Тебя в этом кадре не должно быть“. Я благодарен ему за терпение и смелость взять в работу студента. Однажды он сказал фразу, которую я навсегда запомнил: „Благородство – вещь не столько важная, сколько необходимая“. Дмитрий Владимирович, я Вас очень люблю. Вы удивительный человек, светлый, умный и добрый».

Виктор Хориняк, выпуск 2011 года: «Брусникин для меня – абсолютный эталон. Он мой мастер, мой гуру, светило. И это не пустые слова. Меня поражает его творческая энергия. Понятно, когда в юности все горит, все интересно и увлекает, но он уже взрослый человек, достигший вершин в профессии, заслуженный педагог, а по-прежнему открыт всему новому, амбициозен, любопытен, азартен! При том что, будем откровенны, он очень неспешный человек. Он философ, любит рассуждать, анализировать, поглаживая свою седую бороду… Прежде чем приступить к делу, все взвесит, обговорит, будет спрашивать совета, интересоваться мнением не только своих сверстников, но и молодежи! Это очень важно! Он много работает с молодыми и прислушивается к ним. Мало того, что он создал для своих студентов театр, дал им дом, он еще дает им возможность не только актерски нагло себя проявлять, но и ставить собственные спектакли. Он исследователь. Он и его друзья, партнеры – Роман Ефимович Козак (тоже мастер нашего курса), Александр Васильевич Феклистов, Игорь Яковлевич Золотовицкий. Помимо того что они прекрасные артисты, суперпрофессионалы, они еще и театральные исследователи, что очень важно в наш продюсерский век в искусстве. Они пробуют, экспериментируют, делают выводы, выбирают лучшее и не только забирают это себе в актерский сундучок, но и отдают студентам, партнерам. Они делают небезразличными людей, которые на них смотрят, которые у них учатся. Возможно, это заложено в них Олегом Николаевичем Ефремовым, о котором Дмитрий Владимирович часто и очень тепло вспоминает. Брусникин верен ему, верен себе, верен друзьям – с некоторыми дружит всю жизнь. Вот что это за всепрощение такое должно быть у него, у его друзей, чтобы оставаться друзьями всю жизнь?.. Мне хотелось бы быть таким. Не спеша, успевать во всем: в семье, театре, кино, телевидении, преподавании… Позаимствовать его чувство юмора – оно у него начитанное, качественное. Понять, что это за уникальный и разносторонний человек такой – Дмитрий Брусникин. Мой мастер».

Поиск по сайту