Памяти Марка Захарова

Уход Марка Анатольевича Захарова — личная потеря для каждого. Тех, кто с ним работал или дружил, и тех, кто знаком никогда не был, но, кажется, знал его всегда. Его спектакли, его фильмы — одна из составляющих нашего генетического кода, нашей души, без «обыкновенного чуда» его творчества мы точно были бы другие, и наверняка — хуже, чем есть. У художника всегда есть тайна, недоступная и ему самому, но которую он являет миру через свои произведения. Запечатленная в строке, музыке, картине или на экране эта тайна остается там навсегда, ощущаемая всеми последующими поколениями.
Марк Захаров сумел невозможное — он сообщил этот тайный шифр театру, а спектакль — самое недолговечное из искусств. В 1981-м году он поднял паруса на «Юноне» и «Авось», и вел эти корабли сквозь все шторма и ветра российской действительности 38 лет. Менялись актеры,
приходили новые зрители, уже живущие в иных реалиях, в другой стране, но чудо оставалось и остается чудом. И над сценой взмывается андреевский флаг, и музыка рвет барабанные перепонки, а наши сердца рвет зонг о колючем белом шиповнике. «Я тебя никогда забуду» — зал плачет и замирает, чтобы воскреснуть с финальным ликующим хором «Аллилуйя любви!» Неизвестно, как Захаров сделал этот спектакль. Из чего создается его мощная, гипнотическая энергетика, безраздельно владеющая зрительным залом. Как играют актеры, творя из театрального пространства поле сверхвысокого напряжения, уводя нас в вечность по тонкому, зыбкому лучу — веры, надежды, любви. Единственному ради чего стоит жить в любые времена и в любой стране, и Марк Анатольевич Захаров всегда говорил нам только об этом.
Художественный театр выражает искренние соболезнования семье и друзьям Марка Анатольевича, коллективу театра «Ленком».