Ушёл из жизни Сергей Бархин

Едва ли не каждый день приносит нам вести, с которыми невозможно смириться. Сегодня на 83-м году жизни умер Сергей Михайлович Бархин. Один из тех сценографов, что становились полноправными сотворцами режиссеров, вместе придумывали и воплощали на сцене свои неповторимые миры. Будь то Олег Ефремов, с которым Бархин сделал несколько спектаклей в «Современнике», в том числе «Чайку» и «Народовольцев». Или Генриетта Яновская и Кама Гинкас – разве можно представить себе их авторский театр без сценографии Бархина? «Good-byе, America!!!» и «Собачье сердце», «Черный монах» и «Дама с собачкой», «Гроза» и «Соловей», «Скрипка Ротшильда» и «Нелепая поэмка» – эти и другие, ставшие классическими постановки они создавали вместе. Или Миндаугас Карбаускис – кажется, что Бархин в последние годы был настоящим ангелом-хранителем Театра имени Маяковского, неслучайно он осенил своим талантом не только спектакли, но и сам этот дом на Большой Никитской, став автором концепции нового цветового решения Основной сцены и нового занавеса.
В Московском Художественном театре Сергей Михайлович Бархин оформил два спектакля: «Татуированную розу» Романа Виктюка, шедшую на протяжении почти тридцати лет, – только позавчера мы вспоминали ее по не менее трагическому поводу, в связи с уходом из жизни Романа Григорьевича. И «Обрыв» Адольфа Шапиро. Одна из рецензий на «Обрыв» начиналась с такой фразы: «Когда открывается мхатовский занавес, первое чувство — изумление». Эти слова можно было бы отнести к немалому количеству оформленных Бархиным спектаклей.
Сергей Михайлович оставил несколько прекрасных книг – мемуары, исследования истории своей семьи, в которой были знаменитые архитекторы (по проекту его деда Григория Бархина в Москве было выстроено здание «Известий», а папа Михаил Бархин стал одним из авторов неосуществленного проекта здания Государственного театра имени Вс. Мейерхольда). А еще Сергей Михайлович писал «Заветки». Заветки – короткие рассказы или эссе, начинающиеся с некоей сентенции, с цитаты, которая запала в душу, из себя самого или других людей, от мамы Елены Борисовны до Тонино Гуэрры. Неизменно с юмором, всегда мудрые. Одна из его заветок гласила: «Разговаривай с каждым, как будто это его последний день». Бесконечно горько, что больше невозможно поговорить с Сергеем Михайловичем лично. Но наш разговор продолжается.
Московский Художественный театр приносит глубокие и искренние соболезнования семье Сергея Михайловича Бархина, а также коллегам из Московского ТЮЗа и Театра имени Маяковского.