В МХТ прошла презентация двухтомника «Письма в Художественный театр»

20 марта в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова состоялась презентация второго тома сборника «Письма в Художественный театр», в него вошли письма, написанные с 1914 по 1928 год. Первый том сборника вышел осенью 2022 года, в нем содержатся письма, приходившие в театр с открытия в 1898 году до 1913 года.
Идея опубликовать письма зрителей к актерам и режиссерам МХТ пришла к историкам МХАТа В. Я. Виленкину, И. Н. Виноградской и И. Н. Соловьевой еще в 70-х годах. Сейчас, спустя столько лет, замысел воплощен в жизнь научным сектором Школы-студии МХАТ: Ольгой Егошиной и Ольгой Абрамовой.
Сборник представляет собой лишь малую часть из тысяч писем, которые зрители присылали в МХТ. В тесном сотрудничестве с И. Н. Соловьевой авторы сборника тщательно отбирали каждое письмо. Они решили не останавливаться на публикации только текстов, но также искали их авторов, восстанавливали биографии людей.

Ольга Егошина: «В этот театр ходила вся большая страна. У этих людей были очень разные судьбы, очень разные взгляды. Писали от министров царского правительства до революционеров».
Содержание писем совершенно разное: просят прислать карточку с автографом, оказать финансовую помощь, часто выражают восхищение или наоборот недовольство, встречаются и те, кто рассказывают истории, с ними случившиеся.
На презентации собрались историки театра, актеры и режиссеры. Ведущим был ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Ольга Егошина, Алексей Бартошевич, Вадим Щербаков, Евгений Миронов, Марина Брусникина, Валерий Баринов, Нина Шалимова говорили о книге, об истории театра, о судьбах людей, из которых складывается история нашей страны. На презентации также присутствовала Елена Эрриксон – основатель издательства Navona, которое выпустило оба тома сборника.

Алексей Бартошевич: «Традиционно книги по истории театра строятся как книги по истории того, что происходит по ту сторону рампы, на сцене. И очень часто забывают или не принимают в расчет тех людей, которые сидят в зрительном зале. Истории публики до сих пор не существует, а это огромное упущение. Потому что история публики и история сцены, в сущности, одно и то же».
Вадим Щербаков: «Искусство — это способ познания. Художник учит нас видеть, поэт дает нам слова, чтобы говорить о чувствах, а театр научает нас разбираться в этих чувствах. Научает общаться с ними. Зрительские письма — абсолютно уникальные документы, которые показывают процесс этого самопознания».
Фоторепортаж Екатерины Цветковой