Юбилей Анатолия Васильева



4 мая 80 лет исполняется Анатолию Александровичу Васильеву.
Мы счастливы встречать его сегодня в коридорах и репетиционных залах МХТ. Во-первых, потому что работа с выдающимся режиссером, создателем «Школы драматического искусства» и собственной театральной системы – большая радость для театра. (Премьера спектакля Анатолия Александровича в МХТ имени Чехова запланирована на следующий сезон.) Во-вторых, потому что в этом есть некая закономерность жизненного сюжета – ведь именно в Художественном театре выпускник ГИТИСа, ученик Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова некогда делал свои первые шаги в профессии. 
В 1973 году, будучи еще режиссером-стажером – по крайней мере, так было обозначено на афише – вместе с художественным руководителем постановки Олегом Ефремовым он сделал спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника. В этой истории о стариках, их долгой дружбе, полной нежной заботы друг о друге и глубокого взаимопонимания, на сцену вышло великое «второе» поколение мхатовцев: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Борис Петкер. Это была их лебединая песня, их прощание, они играли так, что становилось совершенно очевидно: школа Художественного театра жива.
В 1975-м состоялась премьера «Медной бабушки» Леонида Зорина, тоже выпущенной совместно с Олегом Ефремовым, где сам Олег Николаевич играл Пушкина.
История театра состоит не только из реализованных работ, но и из замыслов. Бесконечно интересно читать в книге диалогов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «Параутопия» (М. :ABCdesign, 2016) рассказ Анатолия Александровича о том, как в начале 1980-х он готовил пьесу Беккета «Счастливые дни» с еще одной легендарной актрисой – Марией Бабановой. «В те годы я был специалистом по нашим старикам, я с удовольствием с ними репетировал, как-то привык, научился быть с ними. Актеры с таким прошлым никогда не хвастались своим восхищением или своей любовью к очередному репертуарному тексту. Относились к нему очень осторожно, подозрительно, как к чужому коту, которого соседи дали на хранение, пока уехали в отпуск… Мария Ивановна осторожничала с Беккетом, осторожничала со мной. Конечно, это была доверительная осторожность…» Спектакль предназначался для Художественного театра, филиала на улице Москвина, но не был доведен до конца из-за болезни Бабановой.
Не состоялся и другой мхатовский проект – «Король Лир» Шекспира. Главную роль в нем репетировал Андрей Попов, Кента должен был играть Станислав Любшин, Глостера – Алексей Петренко, Шута – Георгий Бурков, Гонерилью – Татьяна Лаврова, Корделию – Елена Майорова. Блестящий состав. Работа над спектаклем прервалась из-за смерти Андрея Попова, остался лишь макет Анатолия Васильева и художника Игоря Попова, фотографии которого производят совершенно космическое впечатление. 
Московский Художественный театр от всей души поздравляет Анатолия Александровича с юбилеем. Желаем здоровья, бодрости и ждем новых спектаклей!
В день рождения замечательного режиссера смотрите спектакль МХАТа «Соло для часов с боем» (запись 1974 года).

Поиск по сайту