Юбилей Бориса Мессерера

Сегодня исполняется 90 лет Борису Асафовичу Мессереру, мэтру отечественного изобразительного искусства и сценографии. На протяжении семи лет – с 1990 по 1997 годы – Борис Асафович был главным художником Московского Художественного театра.
Он связан со сценическим искусством кровными узами: отец Асаф Мессерер был премьером Большого театра и хореографом, тетя Суламифь прима-балериной, дядя Азарий Азарин – артистом МХАТа Второго, художественным руководителем Театра Ермоловой, ну а о кузине Майе Плисецкой никому ничего объяснять не надо. Его мама Анель Судакевич в молодости прославилась как актриса немого кино, а позже стала художником по костюмам.
Борис Асафович с детства хорошо рисовал и после школы поступил в Московский архитектурный институт. С учителями ему повезло: это были Александр Дейнека и Артур Фонвизин, блистательные мастера. Никита Хрущев в те годы провозгласил программу доступного жилья, массово возводились пятиэтажки, вошедшие в историю как «хрущевки», – все это молодого архитектора совершенно не увлекало. Куда интереснее оказалось работать в театре и книжной графике. Приятель Игорь Кваша привел Мессерера в «Современник», познакомил с Олегом Ефремовым. Так начался их творческий альянс, который продолжался многие годы, хотя никогда не был безоблачным. Ведь Мессерера тянуло к условному театру, а Ефремов являлся приверженцем психологической школы, «правды жизни» на сцене.
Во МХАТе Борис Асафович оформил 11 спектаклей. Среди них – постановки Олега Ефремова «Горе от ума» и «Борис Годунов». Главным художником МХАТа Мессерер был в самые сложные 90-е годы. «Жизнь наша в театре того периода не была проста, но была очень интересна, – вспоминала художник-технолог Екатерина Кузнецова – К Мессереру приходили потрясающие люди: мы общались с Резо Габриадзе, с Марленом Хуциевым…» Когда же в 2010 году ушла из жизни жена Бориса Асафовича Белла Ахмадулина, в память о ней в МХТ устроили вечер, и со сцены звучали ее прекрасные стихи.
Дорогой Борис Асафович, с днем рождения! Здоровья, сил и радости!