Юбилей Ольги Яковлевой



Сегодня отмечает юбилей народная артистка РФ Ольга Михайловна Яковлева.
Ее актерской темой всегда была внутренняя свобода человека, женщины, существующей в ужасающе несвободном мире. Избыток сил, чувств, мыслей – и трагическая невозможность их реализовать. Об этом были многие ее роли. Эта тема была важна и для нее самой. Как замечательно сказала Ольга Михайловна в одном интервью, рассуждая об актерской профессии: «должен найтись режиссер, который откроет тебе ребра для свободы».
Сама она такого режиссера обрела в 1964 году. Тогда Театр имени Ленинского комсомола, в котором уже два года служила недавняя выпускница Щукинского училища Ольга Яковлева, возглавил Анатолий Эфрос. Свое впечатление от молодой актрисы Эфрос позже описал в книге «Репетиция – любовь моя»:
«Впервые я увидел Ольгу Яковлеву в какой-то маленькой роли, среди плохо игравших артистов. Я все ждал, когда те уйдут и снова выйдет она. У нее роль была быстрая-быстрая. Живая-живая. И моментальные реакции. Как бы ни одного места обдуманного. Все импульсивно, но и умно вместе с тем, вот в чем дело. Потом был спектакль, где она играла стюардессу, влюбленную в физика. Репетиции шли в зале, где стояло много соединенных кресел, взятых для починки из зрительного зала. Физик чем-то оскорбил эту стюардессу, и она так заплакала, бросилась в одно из этих кресел, и все замерли, будто это на самом деле… Вообще тягаться в непосредственных реакциях с Яковлевой очень трудно. Она, например, может так засмеяться в ответ на какую-нибудь реплику, что веришь, будто это ее действительно рассмешило. Хотя это уже в сотый раз».
Стюардесса, влюбленная в физика, – это «104 страницы про любовь» по пьесе Эдуарда Радзинского, один из лучших спектаклей Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола. Потом были Лика в пьесе Арбузова «Мой бедный Марат», Нина в чеховской «Чайке», Арманда в «Мольере» Булгакова. Последние два спектакля оказались столь острыми, что Эфроса из «Ленкома» уволили. С формальной формулировкой «за несоответствие репертуарным задачам театра».
В Театре на Малой Бронной, где с 1967 года Анатолий Васильевич работал очередным режиссером, творческий союз Эфроса и Яковлевой пережил наивысший взлет. Ее героинями были женщины, редкостно одаренные в чувствах, но часто страдающие от мучительного эмоционального голода. Джульетта и Дездемона, Ирина в «Трех сестрах» Чехова и Эльвира из «Дон Жуана» Мольера, Лиза Хохлакова в спектакле «Брат Алеша» по Достоевскому и Агафья Тихоновна из «Женитьбы» Гоголя, Наталья Петровна из «Месяца в деревне» Тургенева и Альма в пьесе Уильямса «Лето и дым». Их переживания эхом отзывались в зрительном зале – ведь знакомы и понятны они были едва ли не каждому зрителю.
После трагического ухода из жизни в 1987 году Анатолия Васильевича Эфроса наиболее близким Яковлевой режиссером оказался Адольф Шапиро. В 1990-е мощно прозвучал его спектакль в «Табакерке» «Последние» по пьесе Горького, в котором Ольга Михайловна сыграла Софью, жену главы семейства Ивана Коломийцева (в его роли выходил Олег Табаков). Потом были Мадлена Бежар в «Кабале святош» Булгакова и Бабушка в гончаровском «Обрыве» на сцене Художественного театра, в труппу которого Ольга Михайловна вступила в 2004 году.
Редкий дар – всегда сохранять внутреннюю свободу – неизменно при ней. Яковлева соглашалась на эксперименты (“Savannah Bay” Маргерит Дюрас в проекте «Французский театр. Впервые на русском»), выходила в комедии («Весенняя лихорадка»). Сегодня нежен и точен дуэт Ольги Михайловны и Авангарда Леонтьева в постановке Александра Огарева «Правда – хорошо, а счастье лучше» по Островскому. И много лет на сцене МХТ идет спектакль Аркадия Каца «Немного нежности», ироническая, изящная и слегка печальная история любви, где Яковлева играет вместе со Станиславом Любшиным и Ириной Мирошниченко.
С днем рождения, дорогая Ольгa Михайловна! Здоровья, мира в душе, радости! Ваш МХТ. 

Поиск по сайту