Юбилейный вечер Освальда Заградника
14 декабря на Малой сцене Московского Художественного театра состоится юбилейный вечер Освальда Заградника — словацкого драматурга, автора легендарной пьесы «Соло для часов с боем».
Освальд Заградник родился в 1932 году. Закончив в 1957 г. Карлов университет в Праге, где изучал философию и психологию, работал методистом в пражском концертном агентстве, затем — режиссером Чехословацкого радио в словацком городе Банска Бистрица. В 1967 г. дебютировал радиопьесой о нравственных переживаниях современников — «Святость невинности». В 1972 г. на сцене Словацкого национального театра состоялась премьера психологической драмы О. Заградника «Соло для часов с боем», в 1977 г. — «Сонатины для павлина». Всего О. Заградник написал более двадцати пьес, среди которых «Прелюдия в миноре» (1984), Post scriptum (1985), «Имя для Михаила» (1985), «Полуостров Рождества» (1986), «Долетим до Милана» (1996), «Плата за ошибку» (1998). В 1987-1990 гг. Заградник возглавлял Союз театральных деятелей Словакии в настоящее время он продолжает писать пьесы об обыкновенных людях и их совершенно обыденной ненужности никому.
Мхатовский спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен Олегом Ефремовым в 1973 году. На сцену вышли «старики», представители легендарного «второго поколения» МХАТ: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Виктор Станицын. И с ними двое из нового поколения — Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.
Сюжет был прост — четверо старых мужчин решили устроить праздник для своей «королевы». То ли в честь именин, а может и просто так. Праздник в том, что они воскрешают ценности нормальных, но, увы, забываемых человеческих отношений. Например, отношения мужчины к женщине или манеры общения между собой. Все они как будто участвуют в конкурсе на звание джентльмена, а их «королева» пани Конти — верх изящества и такта — полна любви к каждому. Молодым же всё это представляется стариковскими чудачествами — поэзию человеческих отношений им ещё наживать и наживать…
Спектакль оказался чем-то большим, нежели очередная премьера. Пятеро уже легендарных мастеров показали такой уровень сценического общения, которого театральная Москва давно уже не видела, не чувствовала, которое, казалось бы, исчезло. Спектакль не только никуда не спешил, ничего не навязывал, он заставлял слушать себя, как слушают эхо… Публика замирала, а после — неистовствовала в восторге. На премьерном спектакле артистов вызывали на поклоны восемнадцать раз.
14 декабря Освальда Заградника поздравят с 75-летием представители Художественного театра и театральной Москвы, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль) представит отрывок из своего спектакля «Соло для часов с боем».
Освальд Заградник родился в 1932 году. Закончив в 1957 г. Карлов университет в Праге, где изучал философию и психологию, работал методистом в пражском концертном агентстве, затем — режиссером Чехословацкого радио в словацком городе Банска Бистрица. В 1967 г. дебютировал радиопьесой о нравственных переживаниях современников — «Святость невинности». В 1972 г. на сцене Словацкого национального театра состоялась премьера психологической драмы О. Заградника «Соло для часов с боем», в 1977 г. — «Сонатины для павлина». Всего О. Заградник написал более двадцати пьес, среди которых «Прелюдия в миноре» (1984), Post scriptum (1985), «Имя для Михаила» (1985), «Полуостров Рождества» (1986), «Долетим до Милана» (1996), «Плата за ошибку» (1998). В 1987-1990 гг. Заградник возглавлял Союз театральных деятелей Словакии в настоящее время он продолжает писать пьесы об обыкновенных людях и их совершенно обыденной ненужности никому.
Мхатовский спектакль «Соло для часов с боем» был поставлен Олегом Ефремовым в 1973 году. На сцену вышли «старики», представители легендарного «второго поколения» МХАТ: Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Виктор Станицын. И с ними двое из нового поколения — Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.
Сюжет был прост — четверо старых мужчин решили устроить праздник для своей «королевы». То ли в честь именин, а может и просто так. Праздник в том, что они воскрешают ценности нормальных, но, увы, забываемых человеческих отношений. Например, отношения мужчины к женщине или манеры общения между собой. Все они как будто участвуют в конкурсе на звание джентльмена, а их «королева» пани Конти — верх изящества и такта — полна любви к каждому. Молодым же всё это представляется стариковскими чудачествами — поэзию человеческих отношений им ещё наживать и наживать…
Спектакль оказался чем-то большим, нежели очередная премьера. Пятеро уже легендарных мастеров показали такой уровень сценического общения, которого театральная Москва давно уже не видела, не чувствовала, которое, казалось бы, исчезло. Спектакль не только никуда не спешил, ничего не навязывал, он заставлял слушать себя, как слушают эхо… Публика замирала, а после — неистовствовала в восторге. На премьерном спектакле артистов вызывали на поклоны восемнадцать раз.
14 декабря Освальда Заградника поздравят с 75-летием представители Художественного театра и театральной Москвы, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль) представит отрывок из своего спектакля «Соло для часов с боем».