7 вопросов для Николая Чиндяйкина

Пресс-служба МХТ,

1. Есть ли у вас кумиры в творчестве?

Это целый сонм людей, явлений. Могу, например, назвать Шаляпина. Фигура эта меня поражает, она неразгаданная, феноменальная. Вожу в машине его диск годами. Поразительно, как много всего поместилось в одном человеке. У каждого из нас ограниченные возможности, а тут… Как так, выйдя из «босяков», на старости лет заговорить по-французски, петь на разных языках мира? Во всех областях иметь недюжинные познания. Не только певец, но и скульптор, художник, культуролог, учитель. Читаю своим студентам его записные книжки. Например, одной актрисе Шаляпин объясняет задачу: «Понимаешь, голубушка, ты поешь и вышиваешь, а ты должна вышивать и петь». Гениально! В юности огромное место занимали художники. Русская школа, импрессионисты, Сислей. Главное в жизни слово — это «встреча». Поэтому все встречи важны: от Надежды Леонтьевны Дорошенко, которая привела меня за руку в детский театральный коллектив, и заканчивая Васильевым, Гротовским, Буткевичем — моими учителями.

2. Было ли событие, которое определило окончательный выбор профессии?

Это случилось рано, к счастью. Хотя я родился в селе и о существовании театра узнал поздно. Когда переехал в Алчевск, где сейчас идет война, он показался мне Нью-Йорком. Но и там не было театра. Я очень многим занимался с детства. Думал, буду художником, играл на гармошке, на трубе. В Алчевске записался во все кружки, какие только были. Вот он ужасный Советский Союз, которым сейчас пугают детей. Не знаю, каким был Союз, а время было удивительное. Потом пришел один человек и сказал: «Зачем вы в трубки дудите, идите в театральный кружок». Зашли сперва посмеяться, приятели мои записались под псевдонимами, кто Стулкин, кто Тубареткин. У меня фамилия и так смешная, я был под своей. И дальше, как по пословице: «Счастье — это когда сразу получается». Меня сразу перевели во взрослый коллектив, и я уже знал, что я буду актером.
Как-то Ежи Гротовскому я рассказывал про то, как представляю мир театра. Огромная пирамида, где основание безгранично. Это любительский театр, здесь слово «любовь» — определяющее и здесь нет конкуренции. Дальше идет путь вверх, и поле постоянно сужается. Слово «любовь» все менее что-либо значит, есть необходимость, привычка, долг. С середины пирамиды начинается соперничество, на самой вышине — территория высочайшего давления, холодный ветер, нет любви — есть только память. Гротовский спросил, где его место. Я ему сказал: «Вы сфинкс, вы напротив». Мне было приятно, что ему ответ понравился.

3. Какая самая странная зрительская реакция в вашей жизни?

С Лидией Федосеевой-Шукшиной мы ездили в 2004 году в Волгоград, где скончался Василий Макарович. Стоим на разъезде, ждем открытия шлагбаума. Едет локомотив один, без поезда, и резко останавливается. Через шум моторов я услышал: «Ё. . твою мать!!!» Оказалось, что фильм «Мама, не горюй» был для машиниста самым любимым. У него не было ничего под рукой, и мы расписались в его трудовой книжке. Мне нравится, когда на улицах мне просто улыбаются, даже не здороваясь, — наверное, я этого и хотел от своей профессии: человек просто улыбнулся от того, что меня увидел.

4. Вы домосед или путешественник?

По внутреннему состоянию я очень люблю дом, а все время приходится ездить. Это жизнь мне мстит за молодость. В юности из Луганска мы ездили в Ростов, а я воображал, наверное, что в Америку. Сам путь куда-то — увлекал. А теперь домашнее ничегонеделание — это лучшее, что может быть на свете. Я много поездил по миру, мне легче назвать страны, где я не был. Пирамиды инков в Мексике, восход солнца в Японии — земля наша прекрасна. С давних времен увлечен Владивостоком. В Южно-Сахалинске сидел на берегу Охотского моря, и мне казалось, что я один в мире. И вдруг из воды вынырнула лысая голова в очках. Я подумал сперва, что это водолаз-шпион. А это нерпа. Атласная черная голова. И ее глаза посмотрели мне в душу. Я и она, выплывшая из пустоты, из космоса. Два живых существа на краю земли.

5. Театр может заменить жизнь?

Ужасно, но может. Но это ужасно. В моей жизни это происходило долго, и я не считаю, что это хорошо. Зрителя театр меняет в меньшей степени. Но все равно ведь плачет он настоящими слезами, не из пузырька слезы берет, как иногда артисты. Моя жена покойная Татьяна Ожигова, великая русская трагическая актриса [ее именем названа Малая сцена Омского театра драмы], мне говорила: «Я себе не представляю, неужели настанет такое время, когда я выйду на сцену и не увижу в зале беленького платочка».

6. Есть ли в вашей жизни афоризм, который определяет вашу жизнь?

Чаще всего я вспоминаю: «Хочешь быть счастливым — будь им». Хотя я не сторонник таких внутренних эпиграфов.

7. Что хорошо в МХТ, а чего не хватает?

Хороши, прежде всего, атмосфера и люди. Состояние внутри театра. А не хватает конкретно сегодня оглушительного успеха. Не скандала, а успеха многозначного. А то у нас делится часто на успех зрительский, и успех «не для всех». Мне лично не импонирует, когда успех находится рядом со скандалом.

Поиск по сайту