Абсурдно Датском королевстве

Валентина Львова, Комсомольская правда,

«Гамлета» в МХТ еще до премьеры обозвали «ментовским». Формально это правильно, но, по сути, несправедливо. Да, действительно, на сцене присутствуют «мент» Трухин, «убойщик» Хабенский и агент нацбезопасности Пореченков, замешанные благодаря нашему родному ТВ в таком количестве убийств, что и не снилось Шекспиру. Однако тот «Гамлет», которого поставил режиссер Юрий Бутусов на самой легендарной сцене страны, не имеет отношения ни к сериальному конвейеру, ни к любой детективной истории про решительных мужчин с пистолетом.

Решительность — понятие из другой оперы. Это как раз про «оперов», простите за каламбур. Только Шварценеггер мог в «Последнем герое боевика» схватить череп Йорика и мрачно сказать: «Быть иль не быть? НЕ БЫТЬ!» — мрачно пальнув из ружья в пространство. Герои Бутусова не будут стрелять. Даже последняя дуэль здесь проходит без размахивания рапирами. Не в отравленном клинке дело. Дело в разъедающем все яде, которому не нужен клинок.

Этот яд всюду. И не стоит цитировать фразу про прогнившее Датское королевство. Яд внутри каждого, кому доступно страшное умение мыслить, отрезающее возможность действовать. Итог — «бесплодье умственного тупика», где вянет, как цветок, решимость наша. Про это бесплодье и ставит свой спектакль Юрий Бутусов.

Новый «Гамлет» — подарок для тех, кто любит живопись Магритта. Поклон театрального художника в адрес бельгийского сюрреалиста весьма отчетлив, мужчины в котелках прочно окопались на сцене. Другой поклон — в адрес обожателей Стоппарда и Беккета — сделан уже режиссером. Этот «Гамлет» вообще предназначен тем, кто однажды осознал абсурдность мира, после чего круг замкнулся, и герой-читатель-зритель ждет одного: чтобы внешний мир сам дал повод к действию. Надо мстить за отца? Да. Но Король-убийца Клавдий, обаяшка Хабенский, улыбается. Мы знаем, что он мерзавец, но улыбка обезоруживает. Гамлет же все ждет и ждет вызова, он играет только черными. Единственное, что он может сделать, — поставить спектакль-мышеловку. Согласитесь, типично интеллигентское решение. ..

Исполняющий роль Принца Датского Михаил Трухин известен в стране исключительно по «Улицам разбитых фонарей». Такова новая реальность: фантастический актер задвигается в угол обшарпанной «ментовки». Сцена расставляет все по своим местам, зачеркивая телештампы. Трио Трухин — Хабенский — Пореченков играет так, как играют джаз: дополняя друг друга, подхватывая импровизацию партнера, создавая на сцене что-то ошеломляющее. Закончилось действо, а музыка еще звучит в ушах.

Эта музыка не может быть описана логичными фразами. И она не слишком легка для восприятия. По крайней мере в антракте наличествовали дезертиры. Компания дорого одетых мужчин покидала театр, обсуждая место будущего ужина.

 — Ты куда хочешь?

 — А поехали в «Пушкин»!

Бесплодье умственного тупика этой команде точно не грозило.

Диалог зрительниц на премьере

 — Ой, смотри, Ярмольник! Давай подойдем к Ярмольнику?
 — Зачем?
 — Ну скажем ему, как он хорошо смотрится в КВН!
 — Гляди, Бондарчук сидит!
 — Где?
 — Ну вон же его лысина!
 — А кому Ярмольник машет? Ой, Шакурову! А тут еще Соловец из «Ментов»!
 — У-У-У-УХ!

Поиск по сайту