Аня Чиповская и Сергей Волков — в премьере «Идиоты»: фоторепортаж
Анна Спирина, Дмитрий Дубинский, Театрал,
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Идиоты». Актер Сергей Волков выступил не только режиссером постановки, но и исполнителем роли Мышкина. Это его второй спектакль по Достоевскому — режиссерским дебютом стало «Преступление и наказание» в Театре им. Ленсовета в 2013 году.
«Достоевский никогда не уходил из моей жизни. Его понимание языка, этики и глубин человеческого содержания, которые можно найти в художественной форме, всегда со мной были созвучны. И с ним расставаться никогда не хотелось. У меня было "Преступление и наказание", я играл в "Карамазовых", и вот теперь "Идиот"», — отметил Сергей Волков.
Над «Идиотом» он уже работал в качестве артиста, когда за этот материал взялся его учитель Юрий Бутусов в Вахтанговском театре. «Но та работа не была закончена, а я чувствовал, что этот текст должен звучать и хорошо бы, чтобы он звучал через нас, чтобы нас отражал и стал для нас полезным», — рассказал режиссер. Пообещав Юрию Бутусову, что его «Идиоты» не будут пересекаться со спектаклем, над которым они работали в Вахтанговском театре, Сергей Волков приступил к своей постановке.
«Полгода назад Сережа предложил самостоятельную работу Ане Чиповской, Полине Романовой и мне. Сережа закупил газет, синей гуаши, пятилитровых банок, и мы собрались в репзале. За несколько месяцев придумали спектакль и показали его Константину Юрьевичу Хабенскому. Он сказал: «Берем в репертуар». У Сережи в голове была четкая идея этой постановки», — подчеркнул Данил Стеклов (Рогожин).
Своих «Идиотов» Сергей Волков наполнил мотивами из спектаклей Юрия Бутусова и закольцевал сценой смерти Настасьи Филипповны. Все происходящее между представляется полуреальными, будто во сне, воспоминаниями о том, что предшествовало ее убийству. Действие происходит в мрачном доме Рогожина, который он ради будущей жены намеревался сделать светлым и уютным. Затеяв ремонт, Рогожин обклеил все газетами, а в порыве сумасшествия, после убийства Настасьи, оставил на стенах рисунки, надписи («Питер-Швейцария») и просто брызги голубой ждановской жидкости. Огромные банки с ней расставлены по всей сцене.
«Сергей Волков меня вообще поражает, потому что репетировать как актер и как режиссер одновременно — это сложная задача. Он крайне редко садился в зал и смотрел со стороны. Упадет, повернется и смотрит одним глазом, что мы там делаем. При этом после каждого прогона он помнил и говорил нам все свои замечания», — отметила Аня Чиповская.
В спектакле ей, как и другим актерам, представляется возможность сыграть не только своего персонажа, но и его мучителя. Если для Аглаи это мать, а для Рогожина — Мышкин, то для Настасьи Филипповны, конечно, Тоцкий. «Как совершенно справедливо заметил наш режиссер, смеяться и иронизировать над актом насилия имеет право только жертва. Поэтому никто кроме Настасьи не может больше играть Тоцкого», — подчеркнула актриса.
«Самым здоровым человеком в этой истории мне кажется Аглая. У нее нет тяжелого жизненного опыта Настасьи, нет болезненности Мышкина, нет сложной судьбы Рогожина. Она чище и смотрит на жизнь по-другому, не понимая происходящих вокруг страстей, которых ей тоже вроде бы хочется. Моя героиня всегда немного издевается, капризничает и хочет задеть того же Мышкина. Его неопределенность («я не знаю что к вам чувствую») выводит ее из себя, и таким жестким способом Аглая пытается спровоцировать Мышкина на более конкретные слова», — рассказала Полина Романова.
Как и все артисты, она почти постоянно находится на сцене. Даже когда зрители только собираются в камерном пространстве Малой сцены, все четыре персонажа спектакля уже смотрят за теми, кто ближайшие два часа будет смотреть на них.
«В каждом спектакле, который я выпускаю как актер, мне нравится наблюдать за зрителем, рассматривать людей, которые приходят на спектакль, слушать прекрасный гул их голосов. Это лучше настраивает на спектакль, чем когда ты сидишь в гримерке и пьешь кофе», — считает Сергей Волков.
Оригинал статьи и фоторепортаж
«Достоевский никогда не уходил из моей жизни. Его понимание языка, этики и глубин человеческого содержания, которые можно найти в художественной форме, всегда со мной были созвучны. И с ним расставаться никогда не хотелось. У меня было "Преступление и наказание", я играл в "Карамазовых", и вот теперь "Идиот"», — отметил Сергей Волков.
Над «Идиотом» он уже работал в качестве артиста, когда за этот материал взялся его учитель Юрий Бутусов в Вахтанговском театре. «Но та работа не была закончена, а я чувствовал, что этот текст должен звучать и хорошо бы, чтобы он звучал через нас, чтобы нас отражал и стал для нас полезным», — рассказал режиссер. Пообещав Юрию Бутусову, что его «Идиоты» не будут пересекаться со спектаклем, над которым они работали в Вахтанговском театре, Сергей Волков приступил к своей постановке.
«Полгода назад Сережа предложил самостоятельную работу Ане Чиповской, Полине Романовой и мне. Сережа закупил газет, синей гуаши, пятилитровых банок, и мы собрались в репзале. За несколько месяцев придумали спектакль и показали его Константину Юрьевичу Хабенскому. Он сказал: «Берем в репертуар». У Сережи в голове была четкая идея этой постановки», — подчеркнул Данил Стеклов (Рогожин).
Своих «Идиотов» Сергей Волков наполнил мотивами из спектаклей Юрия Бутусова и закольцевал сценой смерти Настасьи Филипповны. Все происходящее между представляется полуреальными, будто во сне, воспоминаниями о том, что предшествовало ее убийству. Действие происходит в мрачном доме Рогожина, который он ради будущей жены намеревался сделать светлым и уютным. Затеяв ремонт, Рогожин обклеил все газетами, а в порыве сумасшествия, после убийства Настасьи, оставил на стенах рисунки, надписи («Питер-Швейцария») и просто брызги голубой ждановской жидкости. Огромные банки с ней расставлены по всей сцене.
«Сергей Волков меня вообще поражает, потому что репетировать как актер и как режиссер одновременно — это сложная задача. Он крайне редко садился в зал и смотрел со стороны. Упадет, повернется и смотрит одним глазом, что мы там делаем. При этом после каждого прогона он помнил и говорил нам все свои замечания», — отметила Аня Чиповская.
В спектакле ей, как и другим актерам, представляется возможность сыграть не только своего персонажа, но и его мучителя. Если для Аглаи это мать, а для Рогожина — Мышкин, то для Настасьи Филипповны, конечно, Тоцкий. «Как совершенно справедливо заметил наш режиссер, смеяться и иронизировать над актом насилия имеет право только жертва. Поэтому никто кроме Настасьи не может больше играть Тоцкого», — подчеркнула актриса.
«Самым здоровым человеком в этой истории мне кажется Аглая. У нее нет тяжелого жизненного опыта Настасьи, нет болезненности Мышкина, нет сложной судьбы Рогожина. Она чище и смотрит на жизнь по-другому, не понимая происходящих вокруг страстей, которых ей тоже вроде бы хочется. Моя героиня всегда немного издевается, капризничает и хочет задеть того же Мышкина. Его неопределенность («я не знаю что к вам чувствую») выводит ее из себя, и таким жестким способом Аглая пытается спровоцировать Мышкина на более конкретные слова», — рассказала Полина Романова.
Как и все артисты, она почти постоянно находится на сцене. Даже когда зрители только собираются в камерном пространстве Малой сцены, все четыре персонажа спектакля уже смотрят за теми, кто ближайшие два часа будет смотреть на них.
«В каждом спектакле, который я выпускаю как актер, мне нравится наблюдать за зрителем, рассматривать людей, которые приходят на спектакль, слушать прекрасный гул их голосов. Это лучше настраивает на спектакль, чем когда ты сидишь в гримерке и пьешь кофе», — считает Сергей Волков.
Оригинал статьи и фоторепортаж