Боязнь пространства
Виктория Никифорова, «Ведомости»,
Михаил Угаров написал великолепную пьесу: остроумные перепалки, глубокомысленные монологи, динамичное действие, колоритные характеры, три-четыре шутки, которые будут всплывать в памяти годы спустя. После его «Облом Off» все разговоры о кризисе современной драмы пора прекращать. Но поставил он ее так, словно почему-то стесняется собственного текста.
Такое впечатление, что Угаров, впервые выступающий в роли режиссера, все время боялся, что зрители чего-то недопоймут в его пьесе и, не дай бог, заскучают. Он придумал кучу приспособлений для актеров, оснастил действие хохмочками и примочками. Благодаря этому актеры чувствуют себя легко и свободно, но иногда действие начинает напоминать провинциальный КВН. Угаров использовал все запрещенные постановочные приемы, даже вывел на сцену пару детей. Кажется, что только отсутствие в штате Центра драматургии и режиссуры дрессированной кошки не позволило ему оживить действие с помощью четвероногого друга. На балкончике пилит на скрипочках, сопровождая действие, крошечный оркестрик, с легкой руки Кустурицы внедрившийся во все модные постановки. Ничего не забыто.
Но, несмотря на эту наивную заботу о публике, зрителю, пришедшему на «Облом Off», можно только позавидовать. Он попадет на райски неспешный, пленительно остроумный спектакль, где талант исполнителей конкурирует с качеством текста. Отвыкшим от качественного театрального продукта потребителям остается только разинув рот следить за тем, как актерская интонация играет в поддавки с авторской мыслью.
Пьеса Угарова, написанная по мотивам «Обломова», существует не в XIX веке и не в XXI. Ее герои живут в великом нигде русской литературы. Это неуютная ничья земля, по которой они слоняются, ведя бесконечные разговоры, витая в облаках, строя воздушные замки. Странный человек Обломов, но «не странен кто ж? ». Всем угаровским симулякрам неуютно в жизни, все они, как могут, прячутся от нее. Штольц, как безумный, с головой уходит в «дела», доктор катается по комнате на деревянной лошадке, Ольга Ильинская поет Casta diva и пишет Обломову многостраничные списки книг, которые он должен прочитать. Самый наивный из них, Обломов просто лезет под стол и предупреждает: «Я в домике».
Все эти тонкие, запутанные отношения, что рвутся, как плохая пряжа, молодые актеры центра распутывают с удовольствием. Они по старинке сосредоточенно общаются с партнером, умело молчат на крупном плане и возвращают весь лоск и блеск затертому понятию «психологический театр». Четкий, как графический силуэт, врезается в мизансцены Штольц (Андрей Белый). Как Дон Кихот с ветряными мельницами, сражается с согласными в слове «предупреждены» доктор (Артем Смола). Уходит в себя, прячась за шторами век, Обломов (Владимир Скворцов). И мелким бесом рассыпается Захар (Владимир Панков), скандальное alter ego своего безответного хозяина.
Пьеса Угарова несколько лет пролежала во МХАТе им. Чехова, руководство которого регулярно ищет хорошие новые драмы. В конце концов Угаров забрал ее и поставил сам в Центре драматургии и режиссуры п/р Казанцева и Рощина. Теперь перед каждым спектаклем «Облом Off» перед центром собираются толпы фанатов и, нарушая все законы пространственной геометрии, переполняют крошечный, на 150 мест, зал. А тем временем во МХАТе, при поддержке Министерства культуры, идет конкурс на лучшую современную пьесу.
Такое впечатление, что Угаров, впервые выступающий в роли режиссера, все время боялся, что зрители чего-то недопоймут в его пьесе и, не дай бог, заскучают. Он придумал кучу приспособлений для актеров, оснастил действие хохмочками и примочками. Благодаря этому актеры чувствуют себя легко и свободно, но иногда действие начинает напоминать провинциальный КВН. Угаров использовал все запрещенные постановочные приемы, даже вывел на сцену пару детей. Кажется, что только отсутствие в штате Центра драматургии и режиссуры дрессированной кошки не позволило ему оживить действие с помощью четвероногого друга. На балкончике пилит на скрипочках, сопровождая действие, крошечный оркестрик, с легкой руки Кустурицы внедрившийся во все модные постановки. Ничего не забыто.
Но, несмотря на эту наивную заботу о публике, зрителю, пришедшему на «Облом Off», можно только позавидовать. Он попадет на райски неспешный, пленительно остроумный спектакль, где талант исполнителей конкурирует с качеством текста. Отвыкшим от качественного театрального продукта потребителям остается только разинув рот следить за тем, как актерская интонация играет в поддавки с авторской мыслью.
Пьеса Угарова, написанная по мотивам «Обломова», существует не в XIX веке и не в XXI. Ее герои живут в великом нигде русской литературы. Это неуютная ничья земля, по которой они слоняются, ведя бесконечные разговоры, витая в облаках, строя воздушные замки. Странный человек Обломов, но «не странен кто ж? ». Всем угаровским симулякрам неуютно в жизни, все они, как могут, прячутся от нее. Штольц, как безумный, с головой уходит в «дела», доктор катается по комнате на деревянной лошадке, Ольга Ильинская поет Casta diva и пишет Обломову многостраничные списки книг, которые он должен прочитать. Самый наивный из них, Обломов просто лезет под стол и предупреждает: «Я в домике».
Все эти тонкие, запутанные отношения, что рвутся, как плохая пряжа, молодые актеры центра распутывают с удовольствием. Они по старинке сосредоточенно общаются с партнером, умело молчат на крупном плане и возвращают весь лоск и блеск затертому понятию «психологический театр». Четкий, как графический силуэт, врезается в мизансцены Штольц (Андрей Белый). Как Дон Кихот с ветряными мельницами, сражается с согласными в слове «предупреждены» доктор (Артем Смола). Уходит в себя, прячась за шторами век, Обломов (Владимир Скворцов). И мелким бесом рассыпается Захар (Владимир Панков), скандальное alter ego своего безответного хозяина.
Пьеса Угарова несколько лет пролежала во МХАТе им. Чехова, руководство которого регулярно ищет хорошие новые драмы. В конце концов Угаров забрал ее и поставил сам в Центре драматургии и режиссуры п/р Казанцева и Рощина. Теперь перед каждым спектаклем «Облом Off» перед центром собираются толпы фанатов и, нарушая все законы пространственной геометрии, переполняют крошечный, на 150 мест, зал. А тем временем во МХАТе, при поддержке Министерства культуры, идет конкурс на лучшую современную пьесу.