«Дуэль»: плохой хороший человек
Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16,
В МХТ им. Чехова снова премьера. Повесть Чехова «Дуэль», никогда не шедшую в московских театрах, выпускает Антон Яковлев.
Как признается сын знаменитого актера Юрия Яковлева, Антоном его назвали в честь Чехова. Однако над текстами своего великого тезки он раньше не работал. Да и в год юбилея не захотел стать 1001-м постановщиком чеховских пьес. И потому выбрал не пьесу, а повесть.
«Дуэль» чеховеды иногда называют единственным христианским произ- ведением Чехова. В 1891 году, вернувшись с Сахалина, 31-летний писатель сочинил повесть о том, как хорошие в принципе люди абсолютно не способны услышать друг друга. Один слишком тонок и чувствителен и потому катится под откос, другой слишком рационален и жесток. Хоть немного измениться героям удается лишь после того, как, сойдясь на дуэли, они едва не убивают друг друга.
Как ни странно, в театре эта чеховская повесть, похоже, никогда не ставилась. В кино остался знаменитый фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973). Лаевского и фон Корена тогда сыграли Олег Даль и Владимир Высоцкий. И хотя в советское время симпатия к нерв- ным интеллигентам не приветствовалась, все же правда в финале фильма оказывалась на стороне Даля-Лаевского.
Антон Яковлев, однако, убежден, что в «Дуэли» положительных героев нет. Или, может быть, нет отрицательных. Лаевский (его играет Анатолий Белый), легкомысленно сбежавшая с ним Надежда (Елена Панова), зоолог фон Корен (Евгений Миллер) и пожилой, громогласный доктор Самойленко (Дмитрий Назаров) все они плохи и хороши одновременно. Просто у каждого своя правда.
Художник Николай Слободяник затянет Малую мхатовскую сцену в светлые, песочные тона, с колосников будут свешиваться корабельные канаты. Глядя на сцену, зритель ощутит не только праздничность южного дня с шумом прибоя и криком чаек, но праздность и безысходность жизни под палящим солнцем.
Написав инсценировку, сохраняющую дух и музыкальность прозы Чехова, Яковлев при этом ставит вполне сегодняшнюю историю про двух самовлюбленных мальчиков. Современность «Дуэли» подчеркнет и музыка авангардиста Александра Маноцкова. Ее исполнят сами артисты, причем, как рассказывает режиссер, исполнят на тех инструментах, которые еще никогда и ни у кого не ассоциировались с Чеховым.
Как признается сын знаменитого актера Юрия Яковлева, Антоном его назвали в честь Чехова. Однако над текстами своего великого тезки он раньше не работал. Да и в год юбилея не захотел стать 1001-м постановщиком чеховских пьес. И потому выбрал не пьесу, а повесть.
«Дуэль» чеховеды иногда называют единственным христианским произ- ведением Чехова. В 1891 году, вернувшись с Сахалина, 31-летний писатель сочинил повесть о том, как хорошие в принципе люди абсолютно не способны услышать друг друга. Один слишком тонок и чувствителен и потому катится под откос, другой слишком рационален и жесток. Хоть немного измениться героям удается лишь после того, как, сойдясь на дуэли, они едва не убивают друг друга.
Как ни странно, в театре эта чеховская повесть, похоже, никогда не ставилась. В кино остался знаменитый фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973). Лаевского и фон Корена тогда сыграли Олег Даль и Владимир Высоцкий. И хотя в советское время симпатия к нерв- ным интеллигентам не приветствовалась, все же правда в финале фильма оказывалась на стороне Даля-Лаевского.
Антон Яковлев, однако, убежден, что в «Дуэли» положительных героев нет. Или, может быть, нет отрицательных. Лаевский (его играет Анатолий Белый), легкомысленно сбежавшая с ним Надежда (Елена Панова), зоолог фон Корен (Евгений Миллер) и пожилой, громогласный доктор Самойленко (Дмитрий Назаров) все они плохи и хороши одновременно. Просто у каждого своя правда.
Художник Николай Слободяник затянет Малую мхатовскую сцену в светлые, песочные тона, с колосников будут свешиваться корабельные канаты. Глядя на сцену, зритель ощутит не только праздничность южного дня с шумом прибоя и криком чаек, но праздность и безысходность жизни под палящим солнцем.
Написав инсценировку, сохраняющую дух и музыкальность прозы Чехова, Яковлев при этом ставит вполне сегодняшнюю историю про двух самовлюбленных мальчиков. Современность «Дуэли» подчеркнет и музыка авангардиста Александра Маноцкова. Ее исполнят сами артисты, причем, как рассказывает режиссер, исполнят на тех инструментах, которые еще никогда и ни у кого не ассоциировались с Чеховым.