«Кабала святош»: цирк, но не только

Наталья Витвицкая, Ведомости,

Юрий Квятковский выпустил в МХТ театральный блокбастер по булгаковской пьесе с Константином Хабенским и Николаем Цискаридзе

Новый театральный сезон МХТ имени А. П. Чехова начал громкой премьерой – булгаковской «Кабалой святош». Подогревать интерес к предстоящей премьере театр стал еще летом – в сатирическим видеоролике, разошедшемся по сети, Константин Хабенский демонстрирует «перчатки безопасных аплодисментов» и обещает выпустить «скотч для смеха». Добавьте к знаковой пьесе о взаимоотношениях власти и художника драматический дебют Николая Цискаридзе (выдающийся артист балета и педагог играет Короля-Солнце), самого худрука в роли Мольера, зрелищную режиссуру Юрия Квятковского и нарядную сценографию Николая Симонова. Судя по тому, что билетов нет ни на одну объявленную дату, спектакль заинтересовал массового зрителя, для удовольствия которого здесь явно сделано все. И даже больше.

«Кабалу святош» Михаил Булгаков написал специально для Московского Художественного театра в конце 1920-х гг., спектакль выпускался пять долгих лет, был сыгран семь раз и внезапно закрыт. Причина? Формальная – статья в газете «Правда» под броским названием «Внешний блеск и фальшивое содержание». Реальная – бросающаяся в глаза узнаваемость современных Булгакову реалий диктаторского режима и прямые параллели между автором и его героем (положение приближенного к власти гения было хорошо знакомо не только автору «Тартюфа», но и самому Булгакову).

К роковой пьесе МХТ им. Чехова обратился в перестроечные времена, в спектакле Адольфа Шапиро Мольера играл Олег Ефремов, а после него – уже в другой версии того же режиссера – Олег Табаков. Сложилось что-то вроде традиции: худруки Художественного театра примеряли на себя роль придворного драматурга, проявляли в роли свои собственные отношения со сценой, судьбой и сильными мира сего. Константин Хабенский традиции не изменил.

Удивительно, но всенародно любимый актер не перетягивает одеяло на себя, дает разгуляться коллегам (состав новой «Кабалы святош» действительно безупречный), режиссеру и его команде. Автор дерзкого текста, произносимого со сцены, – Михаил Дегтярев, давний соратник Юрия Квятковского по творческому союзу «КПД» (это первые буквы фамилий режиссера, композитора и драматурга – Квятковский, Попов, Дегтярев). Стараниями последнего со сцены звучат строчки и пьесы, и романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера», а также «Размышления о первой философии» Декарта, «О рабстве и свободе человека» Николая Бердяева, «Исповедь» Августина Блаженного, «Видения ада» святой Терезы Авильской, докладная записка Платона Керженцева Сталину и Молотову по поводу «Кабалы cвятош» и современная отсебятина. Неожиданные шутки про «хороший театр, а не тот, что на бульваре» и «Константина Юрьевича де Мольера», набившие оскомину цитаты из чеховских пьес и булгаковского «Мастера и Маргариты» – из этого тотального микса создается удивительный контекст спектакля. Вроде бы серьезного, почти философского. И в то же время ограниченного поверхностными аллюзиями, полушутливого и местами совсем уж непритязательного.

Квятковский обожает эстетику игрового театра, не боится быть нарочитым, наглым, ироничным. Его известность началась с взрывной хип-хоп оперы «Копы в огне» и продолжилась хитами Мастерской Брусникина и работой в Росгосцирке (он занимал должность главного режиссера в 2019–2021 гг.). Сознательный псевдопафос и нарочитый гротеск – отличительные черты его почерка. Квятковский всегда выбирает не столько театр, сколько игру в него. Любой классике предпочитает эксперимент. И, как следствие, зрелищность часто побеждает содержание, а ирония – глубину. В случае с «Кабалой», очевидно, сказать хотелось очень много – не только про отношения художника и власти, но и про природу творчества, и про дуализм рабства и свободы, и про сущность зла во всех обличьях. И все это легко, играючи. Задача амбициозная и практически невыполнимая даже для большого мастера. Квятковскому удалось не все, но многое. Такого эффектного и смелого спектакля в Москве не было давно.

Фантасмагорический мир современной «Кабалы» на сцене создан усилиями главного художника МХТ им. Чехова Николая Симонова. Он явно подыграл цирковому прошлому режиссера, водрузив на сцену гигантских золотых пупсов и огромную качель-качалку, преувеличив детали Версальского парка и продемонстрировав чудеса пиротехники на главной сцене страны. Театр Пале-Рояль, которым руководил Мольер, в этом спектакле грандиозен и величествен, почти как покои Короля-Солнца.

Об этой роли стоит сказать отдельно. Дебют Николая Цискаридзе, выступающего под псевдонимом Максим Николаев, случился безукоризненный. Самоироничный, чуть отстраненный, царственный – его Людовик существует на равных с запутавшимся в себе и женщинах Мольером Хабенского, коварным святошей – маркизом де Шарроном Ивана Волкова и обольстительным актером мольеровской труппы Захарием Муарроном Сергея Волкова. Остается только аплодировать органике Цискаридзе – драматического актера и проницательности худрука, позвавшего его на эту роль.

Вообще новая «Кабала святош» – настоящий парад-алле выдающихся артистов, от мхатовской примы Александры Ребенок до исполнителя роли королевского шута Андрея Кислицына. Разнообразие актерских техник и видимое удовольствие от игры бросается в глаза. Как и невероятной красоты костюмы модельера Игоря Чапурина. Пышные драпировки, накладные носы, кринолины, парики и шляпы – все изумительной красоты, несовместимой с реальностью. Не случайно жанр спектакля режиссер обозначил как трагифарс, подчеркнув тот факт, что в театре веселая шутка порой неотличима от жестокой правды, а страшная трагедия – от самого разнузданного фарса.

Оригинал статьи

Поиск по сайту