Художественный театр ставит «боевые» пьесы
Наталия Бойко,
Во МХАТе имени Чехова во вторник прошла пресс-конференция, на которой было рассказано, как театр работает с современной драматургией. Из пьес, присланных год назад на конкурс, объявленный Министерством культуры, Художественный театр выбрал три, которые, по словам Олега Табакова, определяют «наш жизненный и эмоциональный опыт»: «Облом-off» Михаила Угарова, «Пьемонтский зверь» Андрея Курейчика и «Терроризм» Олега и Владимира Пресняковых, премьерой которого открывается фестиваль Нового европейского театра NET.
«Терроризм» ничего общего не имеет с недавними трагическими событиями. Написана пьеса значительно раньше, да и не о терактах там речь. Братья Пресняковы, молодые филологи из Екатеринбурга, написали о том, что мы сами себе террористы. Чего стоит, например, расхожая материнская фраза: «Да тебя убить мало!» «Ни одного нового элемента, уверяет режиссер Кирилл Серебренников, не появилось в спектакле в связи с тем, что произошло в жизни. Но вышло так, что название пьесы слово, чаще других звучащее сегодня. Эта пьеса ставит вопрос, на который никто не может найти ответ: как возникает терроризм?»
Художественный руководитель театра Олег Табаков отметил на пресс-конференции, что авторы «явно поднимаются над обыденностью газетной тематики, что-то интересное в человеке раскрывают, движутся в глубь характера, как призывали отцы-основатели». И действительно, достаточно вспомнить, что с современной для того времени драматургии, с Чехова и Горького начинался МХТ. И если позднее Станиславский обратился к классике, то Немирович-Данченко упорно настаивал на линии «боевых пьес», полагая, что без них театру невозможно, как без кислорода.
«Терроризм» ничего общего не имеет с недавними трагическими событиями. Написана пьеса значительно раньше, да и не о терактах там речь. Братья Пресняковы, молодые филологи из Екатеринбурга, написали о том, что мы сами себе террористы. Чего стоит, например, расхожая материнская фраза: «Да тебя убить мало!» «Ни одного нового элемента, уверяет режиссер Кирилл Серебренников, не появилось в спектакле в связи с тем, что произошло в жизни. Но вышло так, что название пьесы слово, чаще других звучащее сегодня. Эта пьеса ставит вопрос, на который никто не может найти ответ: как возникает терроризм?»
Художественный руководитель театра Олег Табаков отметил на пресс-конференции, что авторы «явно поднимаются над обыденностью газетной тематики, что-то интересное в человеке раскрывают, движутся в глубь характера, как призывали отцы-основатели». И действительно, достаточно вспомнить, что с современной для того времени драматургии, с Чехова и Горького начинался МХТ. И если позднее Станиславский обратился к классике, то Немирович-Данченко упорно настаивал на линии «боевых пьес», полагая, что без них театру невозможно, как без кислорода.