Комедия в клеточку

Ирина Корнеева, Время МН,

Чтобы по достоинству оценить пьесу Рэя Куни “Out of order”, получившую премию Лоуренса Оливье как лучшая английская комедия года и поставленную под названием «№ 13» Владимиром Машковым, необязательно обладать чувством тонкого английского юмора. Пьеса сия необременительна и лучезарна, как детский утренник, а спектакль легок и воздушен, как типичное представление выходного дня. Это четвертая режиссерская работа Владимира Машкова (на сцене Театра-студии Олега Табакова идут его «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер», в «Сатириконе» — «Трехгрошовая опера») и первая постановка этой комедии в России. 

Знакомые фотографы жаловались: половина снимков с «№ 13» получается не в фокусе. И дело не в чертовой дюжине — просто невозможно наводить объектив на резкость, ежеминутно сотрясаясь от хохота. Ведь что-что, а дефицит здорового оптимизма спектакль Машкова покрывает с лихвой, его вообще можно рекомендовать как витаминную добавку в период весеннего театрального декадентства. И премия Лоуренса Оливье здесь ни при чем: роль самой пьесы скромна, завязка сюжета банальна, а череда событий, сыплющихся за два с половиной часа как из рога изобилия, тривиальна. Это комедия положений, главная роль в которой отведена фантазии режиссера Владимира Машкова и куражу актера Евгения Миронова. Это их театральный блеф. На тему, как некий Ричард Уилли, помощник премьер-министра (Авангард Леонтьев — педагог Владимира Машкова по Школе-студии МХАТ), вместо дебатов в палате общин решил предаться страсти с секретаршей (которой по роли положено полспектакля пробегать в нижнем белье, и фамилия ее в данном случае не играет никакого значения). Уединиться в 13-м номере пятизвездочной гостиницы с открыточным видом на Биг-Бэн ему сильно помешали:

а) нанятый для слежки за ними мужем секретарши частный детектив (Леонид Тимцуник — пластика фантастическая!);

б) сам муж секретарши (Игорь Золотовицкий, комик);

в) жена помощника премьер-министра (Александра Скачкова, своего мужа по пьесе Авангарда Леонтьева она выше ровно вдвое);

г) навязчивый английский сервис (в лице управляющего гостиницей Сергея Беляева и официанта Сергея Угрюмова, похожего на Савелия Крамарова).

Частного детектива, подглядывающего за парочкой с балкона гостиничного номера, прихлопывает оконной рамой (на первый взгляд насмерть), и Ричарду Уилли срочно и незаметно что-то надо делать с его трупом. На помощь персонаж Авангарда Леонтьева вызывает не полицию, а своего секретаря Джорджа — Евгения Миронова, которому зал устраивает овацию прежде, чем актер успевает вымолвить слово. Аванс не напрасен: с его появлением становится не просто смешно, а гомерически смешно, комедия оправдывает свое жанровое название, и рядом с фамилией «Миронов» на программке рука выводит двадцать семь восклицательных знаков — ровно столько, сколько умещается на бумаге. Одной его партитуры хватит, чтобы десять таких «лучших» комедий сделать действительно лучшими, а ведь в «№ 13» все роли доведены до смеховых истерик. Плюс пластическое соло Леонида Тимцуника, изображающего «бесчувственное тело мужское средних лет», нечто невообразимое до сих пор в нашем театре.

Пьеса, правда, от этого весомее не становится. Благодатное поле для режиссерских пассажей, она рассчитана на фейерверк актерских работ — мы его хотели, мы по нему скучали, мы его и получили. Обнаружить какие-то философские нагрузки и сделать далеко идущие выводы на спектакле не получится, можно даже и не стараться.

Но «№ 13» Владимира Машкова наверняка станет таким же хитом, как и его же «Смертельный номер» (последнее время из-за внутренней репертуарной политики очень редко играющийся). Театр нечасто балует нас такого рода праздниками. С продуманным до мелочей режиссерским рисунком. С отобранным путем селекции актерским ансамблем (в «№ 13» играет сборная команда из Театра Табакова, «Современника», театра “Et cetera” и «Сатирикона», и только двое из десяти исполнителей — актеры МХАТ). С показательным художественным оформлением. Александр Боровский «нарядил» спектакль в веселенькую клеточку: обои в номере, шотландская юбка управляющего гостиницей, второй занавес, специально сделанный шутки ради для «№ 13», и даже чайка на нем навязчиво разлинованы вдоль и поперек. Дескать, в новый период театра с новой, пестренькой птичкой. Которая укажет верный путь к успеху и стабильным кассовым сборам.

Поиск по сайту