Король Лир
Александр Смольяков, Где,
Действие происходит в сумасшедшем доме, пациенты разыгрываются сцены из трагедии, а медсестра (она же шут) листает томик Шекспира. Получается очень красиво: мужчины в кимоно скользят под музыку Чайковского (испанский танец из «Лебединого озера», только не спрашивайте, какое он имеет отношение к Шекспиру), меняются ритуальные позы, а совсем молодой Лир (Белый) не встает с инвалидной коляски. В спектакле Судзуки, придуманном 20 лет назад и воплощенном вместе с артистами МХТ, речь идет не о короле Британии, а о современном мире, который за 20 лет совсем не изменился. Он напоминает сумасшедший дом, где мало вменяемые люди делят королевства и развязывают войны. Судзуки предлагает артистам мхатовской школы освоить приемы традиционного японского театра. Вряд ли он рассчитывал, что за 2 месяца тренинга они достигнут совершенства, но некая искра из этого столкновения должна была родиться. И, действительно, когда Анатолий Белый появляется с мертвой Корделией на руках, вдруг забываешь обо всем и видишь глаза древнего властителя, который взглянул на мир и ужаснулся: мир не изменился не только за 20, но и за тысячу лет.