Кто боится Кирилла Серебренникова

Александр Смольяков, ГДЕ,

Кирилл Серебренников стал одним из ведущих режиссеров, работающих в Художественном театре. Теперь у него вообще будет карт-бланш, поскольку из названия МХАТ им. Чехова с нового сезона исчезло слово «академический».

Во время летних прогонов спектакля «Изображая жертву» раздавались вопросы: «А допустимо ли звучание нецензурной лексики на сцене академического театра?» Теперь все вопросы снимаются, поскольку на афишах Художественного театра значатся лишь три буквы: МХТ. Олег Павлович Табаков на сборе труппы заверил собравшихся, что ничего концептуального здесь нет, и это лишь возврат к тому названию, которое придумали Станиславский с Немировичем-Данченко (слово «академический» появилось уже при советской власти, в 1919 году). Ну, возврат так возврат. Первой премьерой сезона в МХТ будет спектакль Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых.

Сюжет вполне в духе этого режиссера: некий молодой человек (дебют студента Школы-студии Петра Кислова) зарабатывает себе на жизнь тем, что изображает жертву в различного рода следственных экспериментах. Несомненно, в таком выборе «профессии» кроется психоаналитический подтекст? На самом же деле, «изображают жертву» очень многие герои Кирилла Серебренникова — Максим из «Пластилина», Чанс Уэйн из «Сладкоголосой птицы юности», Секретарша из «Терроризма», даже Бессеменов из «Мещан». По мнению режиссера, любой человек есть жертва социума, этакий социальный мазохист. И спорить с этим мнением невозможно, даже если бы и хотелось. Это мнение подтверждает сама жизнь (см. сводки новостей). Но, увы, хорошо (даже отлично) сделанные спектакли Серебренникова на тему того, как мы плохо живем (что само по себе не ново), вряд ли могут претендовать на эстетические открытия. Исключением стал, разве что «Демон» с Олегом Меньшиковым. А в новом сезоне на сцене МХТ Серебренников поставит «Лес» Островского и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. Знакомые названия. Возврат?

Подробности. Спектакль «Господа Головлевы» во МХАТе ставил Лев Додин, а Порфирия Головлева играл Иннокентий Смоктуновский. Додин отошел от сатирически бытовой трактовки сюжета, сделав акцент на философский аспект.

Поиск по сайту