МХАТ прочитал Улицкую

Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье,

В последний день сентября на новой сцене МХАТа имени Чехова молодые актеры преподнесли зрителям «Сонечку» — театральную версию повести Людмилы Улицкой.

Спектаклем это вряд ли назовешь. Исполнители не играют роли — они рассказывают, напевают и танцуют жизнь персонажей. Прежде всего — судьбу главной героини произведения, кроткой Сонечки. Так уж повелось в русской литературе, что Сонечки — обычно девушки тихие, скромные — и любящие, всепрощающие. Имя героини сродни слову «сон» — и действительно, Сонечка так сильно любила читать, что даже ее сны напоминали романы, и девушка ощущала шрифт, которым они были написаны. Да и семейная жизнь Сонечки, то радостное время, когда книги незаметно отошли на задний план, а «первое место» заняли муж, дочь и подруга дочери, ставшая почти родной, — может быть, она тоже пригрезилась героине? Хрупкой бабочкой выпорхнула Соня из кокона томов, полетела в объятия мужа-художника, запричитала: «За что мне такое счастье?». Но дочь Таня выросла совсем не похожей на мать, лучшая подруга дочери, Ясенька, стала любовницей Сонечкиного супруга, Таня разгневанно укатила к бесшабашному поклоннику: Потом муж умер, Яся не без помощи «тети Сони» отыскала в Польше родственников и переехала к ним, — а главная героиня вернулась пастись на широкое поле литературы с твердой уверенностью, что все случилось именно так, как и должно быть. Грустно и одиноко.

«Все это я отчасти видела и знала, отчасти придумала», — говорит автор произведения Людмила Улицкая. Многие зрители уже знакомы с ее произведениями в исполнении молодых актеров МХАТа. Рассказы Улицкой звучали на традиционных творческих вечерах театра. Трепетно, задушевно, осторожно — именно так надо рассказывать о героинях Улицкой. А в «Сонечке» еще и выстраивают на сцене невероятные конструкции из стульев (даже на первой странице в программке изображен этот предмет мебели — ведь именно с сидения Сонечки на стуле с книжкой в руках и начинается повествование!); хором повторяют заветные мысли-вздохи персонажей; плавно переходят, словно перетекают со слов автора повести к словам Шекспира, Пушкина, Толстого (опять же - главная героиня любила читать, долгое время жила литературой): Людмила Улицкая писала, что у супруга Сонечки был «сияющий голос». И, кажется, голоса молодых актеров тоже лучатся, сверкают.

Режиссер спектакля Марина Брусникина убеждена, что творчество Улицкой наполнено положительной энергией, лечебной и созидательной, и что каждая фраза писательницы — «предмет искусства». Поэтому слова со сцены звучат по особенному, тем более что Сонечка тоже, если вдуматься, особенная: «Наша героиня, несмотря на все суровые испытания, невзирая на тихость и кротость характера, — созидатель, творец жизни. Это дорогого стоит», — уверяет Марина Брусникина. Не пьеса, а проза: В такой же манере поставлен Брусникиной и «Пролетный гусь» Астафьева, произведший на всех огромное впечатление в прошлом сезоне. Театральная версия повести дает возможность открытого общения со зрителем, при котором исчезает четвертая стена. Зритель сможет не только почувствовать, но и прочувствовать.

Поиск по сайту