МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана
Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан),
В год 125-летия театра артисты МХТ имени А. П. Чехова дали спектакли в Байконуре и Алматы. В Национальном драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова знаменитый на весь мир чеховский театр показал спектакль «Дуэль». Ранее его гастроли в городе проходили в 2016 году.
Московский художественный театр имени А. П. Чехова свой новый сезон отмечает большими гастролями в Японии, Белоруссии и Казахстане. В Алматы за неделю до начала спектакля «Дуэль», который шел два вечера подряд, были проданы все билеты. Зрители с замиранием дыхания внимали каждому слову Антона Павловича, с волнением и душой оценивали талант гастролеров. В Байконуре мхатовцы планировали показать одну пьесу, но и там зритель принял московских гостей на бис. И спектакль был сыгран еще раз. По словам заслуженного артиста Российской Федерации, ректора Школы-студии МХТ Игоря Золотовицкого, он бы выступил перед байконурцами и в третий раз, до того тепло встречала их публика. А как иначе! Это же легендарный Московский Художественный театр!
МХАТ или МХТ?
И сразу же, чтобы никого не вводить в заблуждение, напомним страницы истории МХАТа, некогда разделившегося на два самостоятельных коллектива, где второй — это и есть МХТ имени Чехова.
В 1897 году в Москве Константином Станиславским и Владимиром НемировичемДанченко на встрече в ресторане «Славянский базар» в ходе многочасовых бесед было принято решение о создании Московского художественного театра. Тогда же были заложены его основные принципы. Станиславский писал: «Мы протестовали против старой манеры игры И против ложного пафоса, декламации. И против актерского наигрыша. И против дурных условностей постановки, декораций. И против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей. И против ничтожного репертуара тогдашних театров».
До 1901 года театр назывался художественно-общедоступным, а в 1919-м по решению советского правительства был переименован в академический, то есть в Московский художественный академический театр. Позднее, в 1932 году, МХАТу было присвоено имя Максима Горького.
Премьера чеховской «Чайки» состоялась здесь 17 декабря 1898 года. Эту дату Немирович-Данченко назвал днем рождения театра, а чайка стала его символом.
МХАТ сформировал новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, при которых на первый план вышла фигура режиссера. Большое внимание уделялось ансамблю всего театрального коллектива и атмосфере, которую должен формировать каждый спектакль. Станиславский и Немирович-Данченко таким образом стремились показать, передать зрителям сам дух человека, каждого персонажа. Также МХАТ стал новатором в области выбора репертуара и использования современных технологий, когда еще в его прежние годы, находясь в здании в Камергерском переулке, был оснащен электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.
Гастроли театра в 1922 году по странам Европы и США принесли ему огромную известность. Мир принял систему Станиславского, и она легла в основу актерского образования во многих театральных вузах самых разных стран. В 1987-м МХАТ СССР имени М. Горького разделился на два театра: один сегодня функционирует под руководством Татьяны Дорониной и под прежним названием МХАТ имени М. Горького, а МХТ имени А. П. Чехова возглавляет ныне Константин Хабенский.
О Чехове в театре
«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто пишет и не умеет скрывать этого.
Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым. Нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок», — писал Антон Павлович Чехов.
Станиславский и Немирович-Данченко акцентировали внимание на том, что есть существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, его «подводное течение». За внешне бытовыми эпизодами и деталями они раскрыли присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили старания, чтобы донести его до зрителя. Таким образом, благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.
Сам Чехов после провала «Чайки» в 1896 году отрекся от театра. Когда же двумя годами позднее постановка пьесы в Московском художественном театре возымела небывалый успех у публики и критики, Антон Павлович написал еще три нетленных шедевра — пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». До сих пор их ставят на сцене все признанные миром театральные площадки. И всякий раз Чехов ожидаем и востребован зрителем.
«У меня мурашки бегут по коже»
В Казахстане гастроли МХТ имени А. П. Чехова проходили четыре дня — с 14 по 17 сентября. Они стали возможными благодаря поддержке министерств культуры Российской Федерации и Республики Казахстан.
На небольшой пресс-конференции, организованной пресс-службой театра имени М. Ю. Лермонтова, представители МХТ и РФ поделились своими впечатлениями, которые остались у них после посещения Байконура и Алматы, и, в частности, теми добрыми эмоциями, которые испытали от казахстанских зрителей.
В конференции приняли участие артисты Игорь Золотовицкий и Валерий Трошин, начальник отдела гастрольных программ Росконцерта Владимир Черкасов, представитель Русских сезонов в мире Александр Огарев, директор Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Юрий Якушев и пресс-секретарь этого театра Алексей Гостев.
— Вчера такой порыв был на поклонах, что мы не могли не обратиться к публике, потому что всегда чувствуется, как зритель принимает спектакль. И даже в тишине и паузе мы чувствовали, что весь зал на одной волне вместе с нами, — поделился Игорь Золотовицкий. — И когда я сейчас вспоминаю и говорю об этом, у меня мурашки бегут по коже. Для нас совершенно очевидно, что алматинцы следят за театральной жизнью, тонко понимают каждое слово Чехова. Я сам считаю его величайшим человеком, и нет никого, кто превзошел бы его по силе мысли и драматургии.
Режиссером-постановщиком спектакля «Дуэль» выступил российский театральный деятель Антон Яковлев. Его соавторами стали художник Николай Слободяник, композитор Александр Маноцков. Помощники режиссера — Людмила Сушкова, Ольга Липская.
В спектакле «Дуэль», поднимающем вопросы о том, кто мы сами перед собой и какую дуэль в первую очередь ведем с самими собой, внутри собственных мыслей, сыграли заслуженные артисты Российской Федерации Эдуард Чекмазов (Фон Корен), Игорь Золотовицкий (Самойленко), Валерий Трошин (дьякон Победов), Виктор Кулюxин (Мустафа), артисты Александр Усов (Лаевский), Алексей Агапов (Кирилин), Мария Карпова (Надежда Федоровна), Вера Харыбина (Марья Константиновна), Армэн Арушанян (Ачмианов), Василий Люлюкин (ученик).
Алматинский зритель, избалованный огромным выбором театров и репертуарных постановок на любой вкус, рукоплескал приехавшим в город артистам. Взаимно приятный обмен душевным теплом произошел естественным ходом, что к тому же было обусловлено и похожей ментальностью душ, находившихся на сцене и в зрительном зале.
— Зарубежными гастролями наш приезд можно называть условно, потому что мы сюда приехали по нашим внутренним паспортам. И вообще, эта земля для меня родная. Я ваш сосед, родом из Ташкента. Все мое детство связано с республиками, окружавшими Узбекистан. Это и Кыргызстан, и Казахстан. И первые мои гастроли в середине 1980-х вместе с коллективом родного мне театра прошли здесь, в Казахстане, на целине, — поделился Игорь Золотовицкий.
Он отметил, что и его кинематографическая карьера также началась с нашей казахстанской земли:
— Сергей Бодров-старший снимал здесь замечательное кино «Непрофессионалы» и утвердил меня на одну из ролей. Это была чистая история о том, как группа молодых музыкантов приезжает в дом престарелых. Трогательный прием, оказанный артистам, прикосновение к далекому от них миру одиноких старых людей, брошенных детьми, заставил участников ансамбля впервые осознать ответственность перед этими людьми и свою причастность к ним. Когда мы были с театральными гастролями в Астане, то после спектакля ко мне подошел представитель казахстанской киностудии, подарил мне диск с этим фильмом и сказал, что кинолента вошла в золотую коллекцию «Казахфильма».
Такой была красивая ария московского гостя, а что касается дальнейших гастролей Московского художественного театра имени А. П. Чехова, то о них для информбюро ТАСС рассказал Константин Хабенский: «То, о чем мы уже договорились, это Казахстан — Алматы. Это Токио (весной полетим в Японию) и Минск. Переговоры с Китаем идут. Я думаю, что они закончатся совместным рукопожатием. Также театр планирует гастрольный тур по разным городам России». Японские зрители увидят спектакль «Дуэль» по одноименной повести Антона Павловича Чехова будущей весной, а алматинцы и гости южной столицы посмотрели его на полгода раньше и ждут театр вновь в гости с любой постановкой, а лучше — с масштабной репертуарной программой. Так, чтобы это было не два впечатляющих вечера, а хотя бы пара недель.
Оригинал статьи
Московский художественный театр имени А. П. Чехова свой новый сезон отмечает большими гастролями в Японии, Белоруссии и Казахстане. В Алматы за неделю до начала спектакля «Дуэль», который шел два вечера подряд, были проданы все билеты. Зрители с замиранием дыхания внимали каждому слову Антона Павловича, с волнением и душой оценивали талант гастролеров. В Байконуре мхатовцы планировали показать одну пьесу, но и там зритель принял московских гостей на бис. И спектакль был сыгран еще раз. По словам заслуженного артиста Российской Федерации, ректора Школы-студии МХТ Игоря Золотовицкого, он бы выступил перед байконурцами и в третий раз, до того тепло встречала их публика. А как иначе! Это же легендарный Московский Художественный театр!
МХАТ или МХТ?
И сразу же, чтобы никого не вводить в заблуждение, напомним страницы истории МХАТа, некогда разделившегося на два самостоятельных коллектива, где второй — это и есть МХТ имени Чехова.
В 1897 году в Москве Константином Станиславским и Владимиром НемировичемДанченко на встрече в ресторане «Славянский базар» в ходе многочасовых бесед было принято решение о создании Московского художественного театра. Тогда же были заложены его основные принципы. Станиславский писал: «Мы протестовали против старой манеры игры И против ложного пафоса, декламации. И против актерского наигрыша. И против дурных условностей постановки, декораций. И против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей. И против ничтожного репертуара тогдашних театров».
До 1901 года театр назывался художественно-общедоступным, а в 1919-м по решению советского правительства был переименован в академический, то есть в Московский художественный академический театр. Позднее, в 1932 году, МХАТу было присвоено имя Максима Горького.
Премьера чеховской «Чайки» состоялась здесь 17 декабря 1898 года. Эту дату Немирович-Данченко назвал днем рождения театра, а чайка стала его символом.
МХАТ сформировал новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, при которых на первый план вышла фигура режиссера. Большое внимание уделялось ансамблю всего театрального коллектива и атмосфере, которую должен формировать каждый спектакль. Станиславский и Немирович-Данченко таким образом стремились показать, передать зрителям сам дух человека, каждого персонажа. Также МХАТ стал новатором в области выбора репертуара и использования современных технологий, когда еще в его прежние годы, находясь в здании в Камергерском переулке, был оснащен электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.
Гастроли театра в 1922 году по странам Европы и США принесли ему огромную известность. Мир принял систему Станиславского, и она легла в основу актерского образования во многих театральных вузах самых разных стран. В 1987-м МХАТ СССР имени М. Горького разделился на два театра: один сегодня функционирует под руководством Татьяны Дорониной и под прежним названием МХАТ имени М. Горького, а МХТ имени А. П. Чехова возглавляет ныне Константин Хабенский.
О Чехове в театре
«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто пишет и не умеет скрывать этого.
Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым. Нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок», — писал Антон Павлович Чехов.
Станиславский и Немирович-Данченко акцентировали внимание на том, что есть существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, его «подводное течение». За внешне бытовыми эпизодами и деталями они раскрыли присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили старания, чтобы донести его до зрителя. Таким образом, благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.
Сам Чехов после провала «Чайки» в 1896 году отрекся от театра. Когда же двумя годами позднее постановка пьесы в Московском художественном театре возымела небывалый успех у публики и критики, Антон Павлович написал еще три нетленных шедевра — пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». До сих пор их ставят на сцене все признанные миром театральные площадки. И всякий раз Чехов ожидаем и востребован зрителем.
«У меня мурашки бегут по коже»
В Казахстане гастроли МХТ имени А. П. Чехова проходили четыре дня — с 14 по 17 сентября. Они стали возможными благодаря поддержке министерств культуры Российской Федерации и Республики Казахстан.
На небольшой пресс-конференции, организованной пресс-службой театра имени М. Ю. Лермонтова, представители МХТ и РФ поделились своими впечатлениями, которые остались у них после посещения Байконура и Алматы, и, в частности, теми добрыми эмоциями, которые испытали от казахстанских зрителей.
В конференции приняли участие артисты Игорь Золотовицкий и Валерий Трошин, начальник отдела гастрольных программ Росконцерта Владимир Черкасов, представитель Русских сезонов в мире Александр Огарев, директор Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Юрий Якушев и пресс-секретарь этого театра Алексей Гостев.
— Вчера такой порыв был на поклонах, что мы не могли не обратиться к публике, потому что всегда чувствуется, как зритель принимает спектакль. И даже в тишине и паузе мы чувствовали, что весь зал на одной волне вместе с нами, — поделился Игорь Золотовицкий. — И когда я сейчас вспоминаю и говорю об этом, у меня мурашки бегут по коже. Для нас совершенно очевидно, что алматинцы следят за театральной жизнью, тонко понимают каждое слово Чехова. Я сам считаю его величайшим человеком, и нет никого, кто превзошел бы его по силе мысли и драматургии.
Режиссером-постановщиком спектакля «Дуэль» выступил российский театральный деятель Антон Яковлев. Его соавторами стали художник Николай Слободяник, композитор Александр Маноцков. Помощники режиссера — Людмила Сушкова, Ольга Липская.
В спектакле «Дуэль», поднимающем вопросы о том, кто мы сами перед собой и какую дуэль в первую очередь ведем с самими собой, внутри собственных мыслей, сыграли заслуженные артисты Российской Федерации Эдуард Чекмазов (Фон Корен), Игорь Золотовицкий (Самойленко), Валерий Трошин (дьякон Победов), Виктор Кулюxин (Мустафа), артисты Александр Усов (Лаевский), Алексей Агапов (Кирилин), Мария Карпова (Надежда Федоровна), Вера Харыбина (Марья Константиновна), Армэн Арушанян (Ачмианов), Василий Люлюкин (ученик).
Алматинский зритель, избалованный огромным выбором театров и репертуарных постановок на любой вкус, рукоплескал приехавшим в город артистам. Взаимно приятный обмен душевным теплом произошел естественным ходом, что к тому же было обусловлено и похожей ментальностью душ, находившихся на сцене и в зрительном зале.
— Зарубежными гастролями наш приезд можно называть условно, потому что мы сюда приехали по нашим внутренним паспортам. И вообще, эта земля для меня родная. Я ваш сосед, родом из Ташкента. Все мое детство связано с республиками, окружавшими Узбекистан. Это и Кыргызстан, и Казахстан. И первые мои гастроли в середине 1980-х вместе с коллективом родного мне театра прошли здесь, в Казахстане, на целине, — поделился Игорь Золотовицкий.
Он отметил, что и его кинематографическая карьера также началась с нашей казахстанской земли:
— Сергей Бодров-старший снимал здесь замечательное кино «Непрофессионалы» и утвердил меня на одну из ролей. Это была чистая история о том, как группа молодых музыкантов приезжает в дом престарелых. Трогательный прием, оказанный артистам, прикосновение к далекому от них миру одиноких старых людей, брошенных детьми, заставил участников ансамбля впервые осознать ответственность перед этими людьми и свою причастность к ним. Когда мы были с театральными гастролями в Астане, то после спектакля ко мне подошел представитель казахстанской киностудии, подарил мне диск с этим фильмом и сказал, что кинолента вошла в золотую коллекцию «Казахфильма».
Такой была красивая ария московского гостя, а что касается дальнейших гастролей Московского художественного театра имени А. П. Чехова, то о них для информбюро ТАСС рассказал Константин Хабенский: «То, о чем мы уже договорились, это Казахстан — Алматы. Это Токио (весной полетим в Японию) и Минск. Переговоры с Китаем идут. Я думаю, что они закончатся совместным рукопожатием. Также театр планирует гастрольный тур по разным городам России». Японские зрители увидят спектакль «Дуэль» по одноименной повести Антона Павловича Чехова будущей весной, а алматинцы и гости южной столицы посмотрели его на полгода раньше и ждут театр вновь в гости с любой постановкой, а лучше — с масштабной репертуарной программой. Так, чтобы это было не два впечатляющих вечера, а хотя бы пара недель.
Оригинал статьи