На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной
Алла Шевелева, Андрей Щиголев, Известия,
«Дама с собачкой», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Гараж», «Частная жизнь» без этих картин невозможно представить себе историю нашего кино. Одних только этих ролей достаточно, чтобы навсегда остаться в памяти не просто Народной любимой. А ведь были еще «Служили два товарища», «Анна Каренина», «Кроткая», «Сюжет для небольшого рассказа», «Романс о влюбленных», «Дневник директора школы», «Слезы капали» и выдающиеся работы в Театре имени Моссовета и МХАТ, где актриса работала до последних дней.
Ия Саввина была актрисой удивительной судьбы. В 1958 году она окончила факультет журналистики МГУ и, что называется, «проснулась» звездой роль в спектакле «Такая любовь» Студенческого театра МГУ прославила ее на всю Москву. Еще более невероятным получился ее дебют в кино. Страна переживала оттепель, а отечественное кино готовилось к своему «серебряному веку». Тогда же режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису на роль Анны Сергеевны в экранизации Чехова и уже был на грани отчаяния, когда Алексей Баталов предложил ему попробовать Саввину. Хейфиц рискнул предложить ей роль в «Даме с собачкой». Саввина была счастлива: исполнилась мечта. Но говорят, что на съемках, пытаясь добиться от Ии нужного состояния, Хейфиц доводил молодую актрису до слез.
Зато премьера на Каннском кинофестивале стала сенсацией. Газеты, захлебываясь, писали о рождении новой звезды, а потрясенный Ингмар Бергман сказал о Саввиной: «Капля чистой росы». В том же 1960 году в конкурсе Каннского кинофестиваля показывали Антониони, Бергмана, Феллини, Бунюэля, Питера Брука, Винсента Миннелли, Анджея Мунка, а СССР помимо «Дамы с собачкой» представляли «Баллада о солдате» и «Неотправленное письмо» и целая россыпь молодых звезд, которых больше нет, Жанна Прохоренко, Владимир Ивашов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский и Ия Саввина
Сразу после грандиозного успеха «Дамы с собачкой» Ию Саввину приняли в Театр имени Моссовета. Некоторые коллеги встретили ее прохладно: молодая актриса казалась им непрофессионалом и выскочкой. В жизни Саввиной начался тяжелый период, и только поддержка, которую оказали Любовь Орлова и Фаина Раневская, позволила не сдаться. За эту поддержку Ия Саввина всегда была им благодарна (в 1996-М она выпустила книгу «Статьи разных лет», куда вошли ее воспоминания о великих партнершах. Журналист по образованию, Ия Саввина прекрасно владела пером).
В кино все было по-прежнему камера Ию Сергеевну обожала. После «Дамы с собачкой» ее заваливали ролями «Кроткая», «В городе С.», «Сюжет для небольшого рассказа». Но в ней видели только удивительное лицо чеховской Анны Сергеевны.
В 1967 году Андрей Кончаловский искал главную героиню для фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Никто не мог себе представить, что его выбор падет на «даму с собачкой». Сложнейшая роль, где актрисе приходилось играть с непрофессиональными исполнителями. Но она сыграла Асю так, как это может сделать лишь актриса выдающегося таланта. Режиссер Георгий Данелия, у которого Ия Саввина снималась в фильме «Слезы капали» вместе с Евгением Леоновым, вспомнил, как показывал фильм Андрея Кончаловского знакомым иностранцам, предупредив, что в фильме сняты простые люди и две профессиональные актрисы «ни Любовь Соколову, ни Ию Саввину они не смогли отличить от простых деревенских жителей, так органично они смотрелись на экране».
После «Аси» звезда Савиной зажглась как никогда ярко ей уже не предлагают «кротких». Своей «Асей» она доказала, что за ее ангельской внешностью скрывается отнюдь не только Анна Сергеевна.
Среди ее близких друзей появились Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина и Олег Ефремов, по приглашению которого Ия Саввина в 1979 году перешла во МХАТ. Ее смело можно назвать «актрисой Ефремова»: когда он руководил театром, она сыграла свои лучшие роли Галину в «Утиной охоте», Лику в «Московском хоре», Полину Андреевну в «Чайке», Войницкую в «Дяде Ване», Калерию Федоровну в «Серебряной свадьбе», Шарлотту в «Вишневом саде», Зинаиду Савишну в «Иванове», Хлестову в «Горе от ума», Кабанову в «Грозе», Анфису в «Трех сестрах». А в кино были «Гараж», «Слезы капали», «Частная жизнь»…
Это был чрезвычайно тонкий человек, Ия прекрасно писала, у нее было свое видение искусства. С ней всегда было интересно разговаривать. Если в жизни она была неизменно мягкой, притягательной и интеллигентной, то на сцене и на экране всегда была разной, вспоминает Георгий Данелия.
В последнее время она не стремилась сниматься много из ярких ролей последних лет можно вспомнить разве что ее профессора консерватории из фильма «Слушая тишину». Несмотря на болезнь Ия Саввина болела раком кожи даже вопросы о том, не собирается ли она бросать театр, выводили ее из себя. Именно театр давал ей силы. До самого последнего времени актриса выходила на сцену в спектаклях «Рождественские грезы», «Новый американец», «Кошки-мышки», репетировала новую роль в спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской и свой последний юбилей она встречала на сцене.
Утром 27 актриса потеряла сознание и её муж актёр Анатолий Васильев вызвал Скорую помощь. Бригада приехала почти сразу, только госпитализировать актрису врачи не стали посоветовали обратиться в поликлинику по месту жительства и уехали. Вечером того же дня Ия Саввина умерла.
О месте и времени прощания с актрисой станет известно только в понедельник, сейчас театр находится на гастролях. По предварительным данным, МХТ им. Чехова планирует обратиться к властям с просьбой похоронить Саввину на Новодевичьем кладбище.
Ия Саввина была актрисой удивительной судьбы. В 1958 году она окончила факультет журналистики МГУ и, что называется, «проснулась» звездой роль в спектакле «Такая любовь» Студенческого театра МГУ прославила ее на всю Москву. Еще более невероятным получился ее дебют в кино. Страна переживала оттепель, а отечественное кино готовилось к своему «серебряному веку». Тогда же режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису на роль Анны Сергеевны в экранизации Чехова и уже был на грани отчаяния, когда Алексей Баталов предложил ему попробовать Саввину. Хейфиц рискнул предложить ей роль в «Даме с собачкой». Саввина была счастлива: исполнилась мечта. Но говорят, что на съемках, пытаясь добиться от Ии нужного состояния, Хейфиц доводил молодую актрису до слез.
Зато премьера на Каннском кинофестивале стала сенсацией. Газеты, захлебываясь, писали о рождении новой звезды, а потрясенный Ингмар Бергман сказал о Саввиной: «Капля чистой росы». В том же 1960 году в конкурсе Каннского кинофестиваля показывали Антониони, Бергмана, Феллини, Бунюэля, Питера Брука, Винсента Миннелли, Анджея Мунка, а СССР помимо «Дамы с собачкой» представляли «Баллада о солдате» и «Неотправленное письмо» и целая россыпь молодых звезд, которых больше нет, Жанна Прохоренко, Владимир Ивашов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский и Ия Саввина
Сразу после грандиозного успеха «Дамы с собачкой» Ию Саввину приняли в Театр имени Моссовета. Некоторые коллеги встретили ее прохладно: молодая актриса казалась им непрофессионалом и выскочкой. В жизни Саввиной начался тяжелый период, и только поддержка, которую оказали Любовь Орлова и Фаина Раневская, позволила не сдаться. За эту поддержку Ия Саввина всегда была им благодарна (в 1996-М она выпустила книгу «Статьи разных лет», куда вошли ее воспоминания о великих партнершах. Журналист по образованию, Ия Саввина прекрасно владела пером).
В кино все было по-прежнему камера Ию Сергеевну обожала. После «Дамы с собачкой» ее заваливали ролями «Кроткая», «В городе С.», «Сюжет для небольшого рассказа». Но в ней видели только удивительное лицо чеховской Анны Сергеевны.
В 1967 году Андрей Кончаловский искал главную героиню для фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Никто не мог себе представить, что его выбор падет на «даму с собачкой». Сложнейшая роль, где актрисе приходилось играть с непрофессиональными исполнителями. Но она сыграла Асю так, как это может сделать лишь актриса выдающегося таланта. Режиссер Георгий Данелия, у которого Ия Саввина снималась в фильме «Слезы капали» вместе с Евгением Леоновым, вспомнил, как показывал фильм Андрея Кончаловского знакомым иностранцам, предупредив, что в фильме сняты простые люди и две профессиональные актрисы «ни Любовь Соколову, ни Ию Саввину они не смогли отличить от простых деревенских жителей, так органично они смотрелись на экране».
После «Аси» звезда Савиной зажглась как никогда ярко ей уже не предлагают «кротких». Своей «Асей» она доказала, что за ее ангельской внешностью скрывается отнюдь не только Анна Сергеевна.
Среди ее близких друзей появились Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина и Олег Ефремов, по приглашению которого Ия Саввина в 1979 году перешла во МХАТ. Ее смело можно назвать «актрисой Ефремова»: когда он руководил театром, она сыграла свои лучшие роли Галину в «Утиной охоте», Лику в «Московском хоре», Полину Андреевну в «Чайке», Войницкую в «Дяде Ване», Калерию Федоровну в «Серебряной свадьбе», Шарлотту в «Вишневом саде», Зинаиду Савишну в «Иванове», Хлестову в «Горе от ума», Кабанову в «Грозе», Анфису в «Трех сестрах». А в кино были «Гараж», «Слезы капали», «Частная жизнь»…
Это был чрезвычайно тонкий человек, Ия прекрасно писала, у нее было свое видение искусства. С ней всегда было интересно разговаривать. Если в жизни она была неизменно мягкой, притягательной и интеллигентной, то на сцене и на экране всегда была разной, вспоминает Георгий Данелия.
В последнее время она не стремилась сниматься много из ярких ролей последних лет можно вспомнить разве что ее профессора консерватории из фильма «Слушая тишину». Несмотря на болезнь Ия Саввина болела раком кожи даже вопросы о том, не собирается ли она бросать театр, выводили ее из себя. Именно театр давал ей силы. До самого последнего времени актриса выходила на сцену в спектаклях «Рождественские грезы», «Новый американец», «Кошки-мышки», репетировала новую роль в спектакле по пьесе Людмилы Петрушевской и свой последний юбилей она встречала на сцене.
Утром 27 актриса потеряла сознание и её муж актёр Анатолий Васильев вызвал Скорую помощь. Бригада приехала почти сразу, только госпитализировать актрису врачи не стали посоветовали обратиться в поликлинику по месту жительства и уехали. Вечером того же дня Ия Саввина умерла.
О месте и времени прощания с актрисой станет известно только в понедельник, сейчас театр находится на гастролях. По предварительным данным, МХТ им. Чехова планирует обратиться к властям с просьбой похоронить Саввину на Новодевичьем кладбище.