Неудобное искусство: новый спектакль «Идиоты» в МХТ

Павел Миронов, Ведомости. Как потратить,

В МХТ им. А. П. Чехова очередная премьера, на этот раз – камерная и глубоко личная работа, предлагающая свежий взгляд на классический роман Достоевского

В этом году МХТ им. Чехова решил пойти ва-банк: не успели все остыть от обсуждений «Кабалы святош», как на Малой сцене премьера – спектакль Сергея Волкова «Идиоты» с Аней Чиповской в роли Настасьи Филипповны. 

Сергей Волков не только режиссер, но и исполнитель главной роли – князя Мышкина. В своей второй режиссерской работе ученик трагически погибшего Юрия Бутусова не ставил целью буквальный пересказ романа. Его постановка – рефлексия на тему ключевых персонажей и их внутреннего мира. 

Спектакль, в котором ощущается «бутусовский» драйв и накал страстей, исследует разрыв между социальной ролью человека и его истинным «я». Режиссер описывает свою работу как историю о «неуклюжем милосердии», которое, несмотря на все промахи, дает героям надежду на преодоление одиночества и обретение близости. Действие разворачивается в квартире Рогожина после убийства Настасьи Филипповны и построено как чередование воспоминаний, видений и фантазий, создавая эффект сновидения. Пространство, заклеенное газетами и заваленное вещами, отражает безумие и смятение в душах героев.

В спектакле заняты всего четыре актера, каждый играет несколько ролей, мгновенно перевоплощаясь и демонстрируя мастерство. Особенно хороша Аня Чиповская в роли Настасьи Филипповны. Актриса, ставшая заложницей одного образа, предстает в «Идиотах» в непривычном для себя амплуа. И такой глубокой игры ее поклонники не видели со времен «Трех сестер» в Табакерке. Актриса видит в своей героине отсутствие страха и особую, разрушительную притягательность. Красота Настасьи Филипповны, описанная в романе, отходит в спектакле на второй план, уступая место ее внутренней силе и трагизму.

Сфокусировавшись на внутренних конфликтах героев и поиске новой искренности, Сергей Волков вступает в смелый диалог с Достоевским. Режиссер использует классический текст для разговора о вечных вопросах одиночества, милосердия и человеческой подлинности. И меньше чем за два часа происходящее на сцене становится для каждого зрителя настолько личным, что выйти из зала равнодушным нет шансов. В кассах театра билетов на этот спектакль нет до конца января 2026 года, а у перекупщиков осталось несколько мест по 20-30 тысяч рублей.

Оригинал статьи

Поиск по сайту