Пальцем ноги?
Лев Аннинский,
ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО НА НОГЕ
С легкой руки переводчицы Натальи Вагаповой Милорад Павич оказался включен в круг интеллектуального чтения наших продвинутых читателей.
С легкой руки самого Павича западно-славянский менталитет оказался включен в философскую игру человечества, ощупывающего себя на рубеже тысячелетий.
Западные славяне, так и не влившиеся в «русское море», сохраняют любовь к мистике, но ищут ей место в магнитном поле европейского Рацио. Они не исправляют карты звездного неба, чтобы вернуть ее Богу, но озабочены более ощутимыми проблемами: как выдать девушку замуж и не налететь при этом на нечистого, как одолеть ведьму, как приплюсовать к вечности один лишний день
«Вечность и еще один день» называется спектакль, поставленный Владимиром Петровым на сцене чеховского МХАТа в ярко-декоративном ключе, с погружением одновременно в фольклорную магию и интеллектуальный абсурд. Сербские народные песни звучат встык с «Битлами». Колдун лепит из глины человечка и читает над ним библейский псалом, чтобы тот ожил, это не что иное, как парафраз генной инженерии: красавец-голем, клонированный таким экзотическим способом, пробует свои потенции в качестве жениха
Ничего из этого не получается. Пронзительная грусть финала смягчена юмором, иногда круто присоленным; крушение матримониальных надежд, явно связанных с самоощущением человечества на грани конца света, предварено сценой обручения, в ходе которого жених надевает невесте колечко на палец ноги.
Между прочим, палец ноги безотказное орудие самострелов в эпоху, когда всё определял человек с ружьем.
ТАК НАЧАЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ
Маленький спектакль разыгрывается перед началом большого в стенах чеховского МХАТа: в фойе вам в обязательном порядке вручают целлулоидный билетик, на котором написано, что театр подготовил по пьесе Павича две сценические версии: мужскую и женскую; зрителей просят решить, какая предпочтительнее, и проголосовать немедленно (урна рядом).
На вопрос, как я могу предпочесть то или другое, еще не увидя ни того ни другого, я ответа не получил, зато мне рассказали, что подсчет голосов завершат за пять минут до начала действия и никакого обмана не будет.
Действительно, за пять минут до начала спектакля объявили (под хохот и аплодисменты зала), что народное мнение одобрило мужскую версию. Каковую я и посмотрел.
Вопросы мои на этом не иссякли. А если голосование каждый раз будет по результату таковым? Женщин в театре всегда чуть больше, чем мужчин, и перевес интереса к мужской версии таким образом запрограммирован, что тогда делать с женской версией, которая тоже продекларирована в программке?
Или театр чередует версии так, как ему удобно, и только сопровождает это игрой в голосование (а поди проверь). Я подозреваю, что это именно так. Но зачем?!
Затем, что Павич, по собственной автохарактеристике, «первый писатель XXI века»; его пьесы можно «играть как угодно», ибо составлены они по принципу «нелинейного письма».
В случае Павича я понимаю это так. Надежды нет. Если вы разгадаете тайну бытия, будете несчастны. Если не разгадаете, всё равно будете несчастны.
В такой ситуации лучший способ примириться со своим жребием включиться в игру, будто ты сам его предпочел. По анекдоту: «Адам, я создал Еву. Теперь ты сам можешь выбрать себе подругу жизни».
Так началась демократия.
С легкой руки переводчицы Натальи Вагаповой Милорад Павич оказался включен в круг интеллектуального чтения наших продвинутых читателей.
С легкой руки самого Павича западно-славянский менталитет оказался включен в философскую игру человечества, ощупывающего себя на рубеже тысячелетий.
Западные славяне, так и не влившиеся в «русское море», сохраняют любовь к мистике, но ищут ей место в магнитном поле европейского Рацио. Они не исправляют карты звездного неба, чтобы вернуть ее Богу, но озабочены более ощутимыми проблемами: как выдать девушку замуж и не налететь при этом на нечистого, как одолеть ведьму, как приплюсовать к вечности один лишний день
«Вечность и еще один день» называется спектакль, поставленный Владимиром Петровым на сцене чеховского МХАТа в ярко-декоративном ключе, с погружением одновременно в фольклорную магию и интеллектуальный абсурд. Сербские народные песни звучат встык с «Битлами». Колдун лепит из глины человечка и читает над ним библейский псалом, чтобы тот ожил, это не что иное, как парафраз генной инженерии: красавец-голем, клонированный таким экзотическим способом, пробует свои потенции в качестве жениха
Ничего из этого не получается. Пронзительная грусть финала смягчена юмором, иногда круто присоленным; крушение матримониальных надежд, явно связанных с самоощущением человечества на грани конца света, предварено сценой обручения, в ходе которого жених надевает невесте колечко на палец ноги.
Между прочим, палец ноги безотказное орудие самострелов в эпоху, когда всё определял человек с ружьем.
ТАК НАЧАЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ
Маленький спектакль разыгрывается перед началом большого в стенах чеховского МХАТа: в фойе вам в обязательном порядке вручают целлулоидный билетик, на котором написано, что театр подготовил по пьесе Павича две сценические версии: мужскую и женскую; зрителей просят решить, какая предпочтительнее, и проголосовать немедленно (урна рядом).
На вопрос, как я могу предпочесть то или другое, еще не увидя ни того ни другого, я ответа не получил, зато мне рассказали, что подсчет голосов завершат за пять минут до начала действия и никакого обмана не будет.
Действительно, за пять минут до начала спектакля объявили (под хохот и аплодисменты зала), что народное мнение одобрило мужскую версию. Каковую я и посмотрел.
Вопросы мои на этом не иссякли. А если голосование каждый раз будет по результату таковым? Женщин в театре всегда чуть больше, чем мужчин, и перевес интереса к мужской версии таким образом запрограммирован, что тогда делать с женской версией, которая тоже продекларирована в программке?
Или театр чередует версии так, как ему удобно, и только сопровождает это игрой в голосование (а поди проверь). Я подозреваю, что это именно так. Но зачем?!
Затем, что Павич, по собственной автохарактеристике, «первый писатель XXI века»; его пьесы можно «играть как угодно», ибо составлены они по принципу «нелинейного письма».
В случае Павича я понимаю это так. Надежды нет. Если вы разгадаете тайну бытия, будете несчастны. Если не разгадаете, всё равно будете несчастны.
В такой ситуации лучший способ примириться со своим жребием включиться в игру, будто ты сам его предпочел. По анекдоту: «Адам, я создал Еву. Теперь ты сам можешь выбрать себе подругу жизни».
Так началась демократия.