По морозу босиком

Артур Соломонов, Известия,

На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера по повести Валентина Распутина «Живи и помни» в постановке Владимира Петрова. Автор повести пришел на премьеру, и в финале зрители стоя устроили ему овацию. 

«Живи и помни» — спектакль тихий и не пафосный. В МХТ словно вспоминают историю, которая случилась в Сибири в последний год войны: солдат дезертировал, окольными путями добрался до своей деревни и жил, скрываясь ото всех. Его нашла жена, и начались их тайные встречи и презрение односельчан — от кого же ты, баба, забеременела? И - гибель главной героини.

В спектакле, как и в повести Распутина, нет правых и виноватых: есть мужчина, который не выдержал разлуки с семьей и дезертировал, и женщина, что любит своего мужа, какая бы провинность перед государством ни лежала на нем.

Сцена почти пуста, приметы быта сибирской деревни стерты. И хоть актеры (Янина Колесниченко, Сергей Сосновский) пользуются особым говорком, одеты бедно, здесь не сделан акцент на том, что проза Распутина — «деревенская».

В центре установлен большой подвижный прозрачный куб, который символизирует и дом, и баню, является и любовным ложем, и местом уединения Андрея (Дмитрий Куличков) и Настены (Дарья Мороз). Стены куба похожи на заиндевевшие стекла: когда Андрей смотрит сквозь них, и слышно, как вдалеке воет студеный ветер, становится почти физически ощутимо, как отъединен он от людей, одинок, как затравленный зверь. Его первая реакция на появление Насти — радость, страх и стыд за содеянное. И сразу — зверская угроза убить жену, если она проговорится, что видела его. Настя же ошалело и нежно смотрит на мужа, и, когда он чихает, она восторженно-робко желает: «Будь здоров». А после — много встреч, долгое и трудное знакомство с человеком, с которым она прожила много лет. И Андрею тоже предстоит по-настоящему узнать Настю.

В другом спектакле МХТ, «Возвращение», уже показывали, как война ломает отношения между людьми, как близкие порой становятся врагами и какой долгий путь приходится преодолеть мужчине и женщине, прежде чем они по-настоящему встретятся. «Возвращение» и «Живи и помни» можно воспринимать как двухчастный спектакль, объединенный не только тематически, но и стилистически: актерские работы становятся доминантой спектакля, режиссура сводится к тому, чтобы бережно донести до зрителя смысл текста. И даже если в некоторых сценах взята фальшивая нота, какой-то образ кажется натянутым или бессмысленным, это окупается очень человечной интонацией спектаклей.

В галерее последних московских постановок о войне — «Возвращение», «А зори здесь тихие» в РАМТе, «Голая пионерка» в «Современнике» последний спектакль МХТ — тихое поминовение женщины (а с ней и многих других), которая не воевала, но стала жертвой войны. Настя, затравленная односельчанами, оскорбленная мужем, погибла в Ангаре. Когда на нее, стоящую в глубине сцены, медленно наплывает снизу черный холст, она не сопротивляется — это избавление. 

В финале на поклоны вышел Валентин Распутин: «Это мы с Дарьей устроили вам морозы». Ведь повесть «Живи и помни» начинается с крещенских морозов, а фамилия у актрисы, что играла роль Насти, соответствует морозам, которые как раз к премьере установились в Москве.

Поиск по сайту