Провинциальный анекдот
Нина Агишева,
Утиная охота" лучшая пьеса Александра Вампилова, знак судьбы целого поколения, чей расцвет пришелся на пик застоя, и ставить ее сегодня очень трудно. Ну как интернетовским мальчикам и девочкам понять тех, кто не сидел, не голодал, даже получал малогабаритные отдельные квартиры, а жизнь свою тратил исключительно на пьянку и нескончаемую череду скоропалительных романов? Что это они так страдали, от чего мучились? Почему Зилова играли лучшие из лучших Олег Ефремов и Олег Даль, а в кино такого же «лишнего» человека семидесятых сыграл Олег Янковский, чья мучительно-виноватая улыбка из «Полетов во сне и наяву» стала лицом целой эпохи? Во МХАТе имени Чехова попытались ответить на этот вопрос, привлекая, как водится здесь при Олеге Табакове, не просто лучшие силы, но силы, имеющие рыночную цену.
Режиссер-постановщик Александр Марин, чьи веселые «Девушки битлов» вернули во МХАТ зрителя. В главных ролях телезвезды, «агенты национальной безопасности» Константин Хабенский и Михаил Пореченков (представляю, как раздражает этих ведущих актеров Театра имени Ленсовета, играющих серьезные роли в серьезных спектаклях, постоянное упоминание их «ментовских» заслуг, но они знали, на что шли). И вот на малой сцене Художественного вертится круг, на котором и только что полученная Зиловым однокомнатная квартирка, и ЦБТИ, где трудятся герои, и увековеченное Вампиловым кафе «Незабудка», и даже лодка на озере, единственная мечта «утиного охотника». Удачная работа художника Валентины Комоловой точно передает и скученность жизни у всех на виду, и невозможность уединения, и трагически неостановимый ход времени. Роли распределены тоже тщательно: нервный Хабенский играет, конечно, Зилова, невозмутимый Пореченков официанта Диму, любимец публики «толстяк» Александр Семчев Саяпина, а Марина Зудина, обычно играющая femmes fatales, в этот раз, выступила в необычной для себя роли «синего чулка» ее Галина, пожалуй, единственная целиком из того времени и по праву становится лирическим центром постановки.
Раскручивается до боли знакомая всем театралам со стажем и совершенно незнакомая молодым зрителям история Зилова, который пил, обманывал жену Галину, любовницу Веру и совсем юную и невинную Ирину, попробовал покончить с собой, но остался жив. Как говорил автор: «Нет, я Зилова не убью. Пусть живет. Это еще страшнее». И так все энергично, в высшей степени профессионально и под хохот впервые слышащей пьесу публики катится к финалу, пока вдруг не понимаешь, что в этом спектакле категорически нет того, что Вампилов называл «страшнее». Ничего здесь страшного нет: запутался мужик с бабами, с работой перебрал лишнего, вот теперь истерикует. Хорошо, друг его Дима надежный такой, положительный, вовремя ружье у него из рук вырвал и как ни в чем не бывало предложил на охоту поехать. Проспится и поедет с кем не бывает. И удовлетворенный зритель, перед которым со всей «убойной силой» мхатовского мастерства разыграли всего лишь «провинциальный анекдот», идет домой.
Кстати говоря, Марин вампиловские «Провинциальные анекдоты» в «Табакерке» ставил. И хотя за границей он ставит еще и Шекспира, Чехова, Мрожека и даже основал в Канаде театр «Вторая реальность», в Москве у него все работы дают почему-то крен в сторону развлекательности. В этом, конечно, нет ничего плохого, особенно когда речь идет о комедии «Сублимация любви» или о «Девушках битлов», но за «Утиную охоту» почему-то обидно. Некорректно сравнивать профессиональный и любительский спектакли, но не могу не вспомнить лучшую «Утиную охоту» из тех, что довелось видеть, ее привозил в Москву львовский театр «Гаудеамус» Бориса Озерова, а Зилова там играл львовский инженер Борис Либет. Играл самого себя, и, когда он держал в руках свой похоронный венок, было действительно страшно. Потому что тотальная ложь хоть и лучше, чем тотальный террор, но тоже плоха. Человек и там погибает, и тут задыхается. Об этом писал Вампилов, и именно это с полуслова понимали его зрители, почему его замечательные пьесы и лежали годами на полке. Другой вопрос нужно ли про это сегодня ставить. Марин и его талантливые актеры посчитали, что нет, не нужно.
Хорошо ли играют Константин Хабенский и Михаил Пореченков? Они очень стараются и играют ничуть не хуже самих себя на экране и мхатовских актеров. Во время поклонов к ним ручейком текут девушки с цветами: телевидение страшная сила. На Вампилове сегодня во МХАТе аншлаг такого он себе и представить не мог. Как, наверное, и того, что его Зилов перестанет быть трагическим героем и станет вызывать просто улыбку.
Режиссер-постановщик Александр Марин, чьи веселые «Девушки битлов» вернули во МХАТ зрителя. В главных ролях телезвезды, «агенты национальной безопасности» Константин Хабенский и Михаил Пореченков (представляю, как раздражает этих ведущих актеров Театра имени Ленсовета, играющих серьезные роли в серьезных спектаклях, постоянное упоминание их «ментовских» заслуг, но они знали, на что шли). И вот на малой сцене Художественного вертится круг, на котором и только что полученная Зиловым однокомнатная квартирка, и ЦБТИ, где трудятся герои, и увековеченное Вампиловым кафе «Незабудка», и даже лодка на озере, единственная мечта «утиного охотника». Удачная работа художника Валентины Комоловой точно передает и скученность жизни у всех на виду, и невозможность уединения, и трагически неостановимый ход времени. Роли распределены тоже тщательно: нервный Хабенский играет, конечно, Зилова, невозмутимый Пореченков официанта Диму, любимец публики «толстяк» Александр Семчев Саяпина, а Марина Зудина, обычно играющая femmes fatales, в этот раз, выступила в необычной для себя роли «синего чулка» ее Галина, пожалуй, единственная целиком из того времени и по праву становится лирическим центром постановки.
Раскручивается до боли знакомая всем театралам со стажем и совершенно незнакомая молодым зрителям история Зилова, который пил, обманывал жену Галину, любовницу Веру и совсем юную и невинную Ирину, попробовал покончить с собой, но остался жив. Как говорил автор: «Нет, я Зилова не убью. Пусть живет. Это еще страшнее». И так все энергично, в высшей степени профессионально и под хохот впервые слышащей пьесу публики катится к финалу, пока вдруг не понимаешь, что в этом спектакле категорически нет того, что Вампилов называл «страшнее». Ничего здесь страшного нет: запутался мужик с бабами, с работой перебрал лишнего, вот теперь истерикует. Хорошо, друг его Дима надежный такой, положительный, вовремя ружье у него из рук вырвал и как ни в чем не бывало предложил на охоту поехать. Проспится и поедет с кем не бывает. И удовлетворенный зритель, перед которым со всей «убойной силой» мхатовского мастерства разыграли всего лишь «провинциальный анекдот», идет домой.
Кстати говоря, Марин вампиловские «Провинциальные анекдоты» в «Табакерке» ставил. И хотя за границей он ставит еще и Шекспира, Чехова, Мрожека и даже основал в Канаде театр «Вторая реальность», в Москве у него все работы дают почему-то крен в сторону развлекательности. В этом, конечно, нет ничего плохого, особенно когда речь идет о комедии «Сублимация любви» или о «Девушках битлов», но за «Утиную охоту» почему-то обидно. Некорректно сравнивать профессиональный и любительский спектакли, но не могу не вспомнить лучшую «Утиную охоту» из тех, что довелось видеть, ее привозил в Москву львовский театр «Гаудеамус» Бориса Озерова, а Зилова там играл львовский инженер Борис Либет. Играл самого себя, и, когда он держал в руках свой похоронный венок, было действительно страшно. Потому что тотальная ложь хоть и лучше, чем тотальный террор, но тоже плоха. Человек и там погибает, и тут задыхается. Об этом писал Вампилов, и именно это с полуслова понимали его зрители, почему его замечательные пьесы и лежали годами на полке. Другой вопрос нужно ли про это сегодня ставить. Марин и его талантливые актеры посчитали, что нет, не нужно.
Хорошо ли играют Константин Хабенский и Михаил Пореченков? Они очень стараются и играют ничуть не хуже самих себя на экране и мхатовских актеров. Во время поклонов к ним ручейком текут девушки с цветами: телевидение страшная сила. На Вампилове сегодня во МХАТе аншлаг такого он себе и представить не мог. Как, наверное, и того, что его Зилов перестанет быть трагическим героем и станет вызывать просто улыбку.