Слова, слова, слова…

Взявшись за пьесу Фрейна «Копенгаген», МХАТ им. Чехова собственного поступка так испугался, что тут же принялся пугать всех остальных. В анонсах и устных комментариях можно было услышать одно и то же: ужас как сложно, одна только физика, никакой любви, кто будет это смотреть. Последний вопрос — самый главный. Принято считать, что сложные философские разговоры публике не то чтобы не по зубам, но давно уже совершенно не в кайф. Публике, мол, нравится веселиться, и точка.

Но ей также нравится, когда ее считают своей и не держат за дуру. В «Копенгагене» Олег Табаков, отважный борец за право зрителей на развлечение, в роли физика Нильса Бора обращается в зал с краткой лекцией о том, что происходит с атомом при расщеплении, — заглядывает в глаза, объясняет, а в конце переспрашивает: «Понятно, да?» И публика, смеясь, аплодирует.

Сказать, что «Копенгаген» легко смотреть, не получится никак. Пьеса Фрейна не столько сложна, сколько многословна, как все западноевропейские интеллектуальные пьесы. При этом автор, известный английский драматург, журналист и переводчик пьес Чехова, не разрешил сокращать в своем творении ни слова. Заблудиться в этом словесном лесу легче легкого, но создатели спектакля проявили волю и устояли. Их работа, может быть, вовсе и не проста, как хотелось бы любителям «Аншлага» и «мыльных опер», но в ней нет высокомерия, это точно.

Три человека, которых давно уже нет на этом свете — Нильс Бор (Олег Табаков), его жена Маргарет (Ольга Барнет) и еще один знаменитый физик, Вернер Гейзенберг (Борис Плотников), — бесконечно говорят, спорят, выясняя истину, весьма при этом неопределенную. Кстати, Гейзенберг как раз и сформулировал это важное положение физики — принцип неопределенности. Герои пьесы появляются откуда-то из-под земли и туда же уходят, так и не прояснив вопрос, их мучивший. Зачем в сентябре 1941 года Вернер Гейзенберг, работавший в Германии при нацистах, приехал в оккупированный Копенгаген на встречу с Нильсом Бором?

Разговор по существу не состоялся. Гейзенберг уехал обратно в Германию, пробыл там до конца войны, был интернирован в Англию, и его имя так или иначе осталось связано с фашистским режимом. Подозреваемый во всех грехах Гейзенберг бомбой так и не стал заниматься, довольно суетливо объяснив, что не сумел просчитать нужную формулу. А безупречный и честный Нильс Бор, вынужденный бежать в США, участвовал в работе по созданию атомной бомбы, которая и была сброшена на Хиросиму и Нагасаки. Вот тут и смысл всей истории. 

Поставлено (режиссер Миндаугас Карбаускис), оформлено (сценограф Александр Боровский) и сыграно все это суховато, но очень элегантно и даже с юмором, весьма неожиданным в таком непростом философском рассуждении. Что там публика понимает, судить не берусь, но она внимательно слушает — это факт.

Поиск по сайту