Сомерсет Моэм: театр и жизнь

Виталий Вульф,

Сомерсет Моэм умер в 1965 году на 91-м году жизни, в полном одиночестве на своей вилле на юге Франции. Удивляет, что начиная с девяностых годов XIX века и почти до конца жизни, он оставался современным художником, поднимавшим общечеловеческие проблемы. В таланте Моэма всегда была удивительная чуткость к трагическому началу, скрытому драматизму характеров и человеческих отношений. Кумиром его юности был Ги де Мопассан, которого когда-то упрекали в скептицизме и равнодушии. Моэм точно так же, как его идол, не был равнодушным человеком. Конечно, он болезненно переживал упреки английской интеллигенции в зависимости от вкусов широкой публики. На самом деле, он действительно находился на грани коммерческого искусства и высокого интеллектуализма.

За свою долгую жизнь Сомерсет Моэм написал 20 романов, почти 30 пьес (некоторые из них сохранились в рукописи и до сих пор не опубликованы), множество сборников рассказов, путевых заметок и автобиографических книг. Его первый сценический успех связан с комедией «Леди Фредерик» — это был 1903 год. С тех пор комедии и драмы Моэма стремительно заполняют сцены Англии и Европы: «Сливки общества», «Земля обетованная», «Круг», «Верная жена», «Шеппи». Для Сомерсета Моэма всегда важна фабула, но, по-сути, он тяготеет к психологической драме. Его любили ставить и играть потому, что он обладал инстинктом ума, а пьесы его насыщены выигрышными ролями, оригинальной композицией, диалог в них отточен и остроумен. В середине 30-х годов Моэм перестает работать для театра. Его романы «Бремя страстей человеческих», «Узорный покров», «Луна и грош» соединяли в себе лиризм и сатирическую линию. Знаменитая книга Сомерсета Моэма «Подводя итоги» стала настольной для нескольких поколений, но, сколько бы он ни писал романов и эссе, его пьесы никогда не сходили со сцены. Причин было много — безупречный вкус, тонкая ирония, занимательный сюжет, а за всем этим — глубина философской мысли. Его размышления о жизни, внешний цинизм, бесстрашная прямота, как писали английские критики, породили особую форму реализма.

«Священный огонь» был написан в 1929 году. Эта пьеса никогда не ставилась на русской сцене и никогда раньше не переводилась. За драматургической ситуацией, афористичностью и отточенностью диалогов и монологов Моэм раскрывает трагедию потерянного поколения. Жестокость и бессмысленность войны превратили его героя Мориса в человека, которому не хочется жить. Моэм ограничивает действие рамками одной семьи. Измены, расчет, глубокие чувства, ответственность перед детьми, неспособность быть счастливой и дать счастье другому — вот что поведал Моэм не как скептичный наблюдатель, а как неравнодушный судья, раскрывающий драму и последствия потерянного поколения.

Русский зритель хорошо знает комедии Моэма — «Круг» и «Верная жена» много лет не сходят с отечественной сцены, а телевизионный фильм по роману «Театр» с Вией Артмане в главной роли несравненной Джулией Ламберт имел огромный успех. Пьесы и романы Моэма часто экранизировались, в фильмах снятых по его произведениям играли Бэт Дэвис, Глория Свенсон и великая Грета Гарбо.

«Священный огонь» отличается от привычного Моэма — в нем мало иронии и много интеллектуальной игры. Автор сосредотачивается на разрушении иллюзий и обнажении скрытых от глаз побудительных мотивов, направляющих действия его персонажей. Наблюдая много гримас случая и насмешек судьбы, он никогда не выдумывает сюжеты — он подсматривает их у жизни. Сила великого англичанина в понимании сложностей человека и непредсказуемости его поступков, в глубине постижения диалектики души. Это демонстрирует его пьеса «Священный огонь», с годами не утратившая смысла и актуальности.

Поиск по сайту