Станислав Любшин встречает девяностолетие, готовя премьеру спектакля по Куприну в МХТ и снимаясь в фильме по Астафьеву
Ирина Корнеева, Российская газета,
Девяностолетие Станислав Любшин встречает, готовя премьеру спектакля по Куприну в МХТ и снимаясь в фильме по Астафьеву. Главный нерв его нового мхатовского героя пожилого знаменитейшего актера времен Гиляровского он казнит себя за то, что в жизни так мало сделал. Театральный сюжет не про реальную жизнь Любшина: более ста сыгранных ролей в кино, более тридцати главных ролей в спектаклях, более сорока лет службы в Московском Художественном театре. И режим предъюбилейных дней: гастроли в Санкт-Петербурге, мастер-классы, репетиции, съемки, спектакли
Накануне события в интервью Станислава Любшина «РГ» несколько настроений вслух на тему вечных вопросов: зачем жить, кого любить, во что верить. И как создать новую роль!
Идеальная мизансцена
Каждый в театре свой путь находит. Играли мы с Олегом Ефремовым и Иннокентием Смоктуновским трех композиторов: Генделя, Баха и Шмидта. И у Генделя была фраза: я выхожу на публику, и, прежде чем взмахну рукой, думаю: эта публика сожрет меня или нет? Я должен так ее взять! И как только я делаю первое движение, чувствую, она моя Актерская профессия уникальная. Но работать «над собой» столько надо!..
Русский театр всегда славился как театр переживания и перевоплощения. Самый идеальный спектакль: два актера, мужчина и женщина, полчаса смотрят в глаза друг другу, ничего не говоря, а зал при этом рыдает Это театр добра, чистоты, боли, веры во все самое светлое, самое прекрасное. Почему актеры тех поколений были богами они потрясали. Если бог им давал такие возможности проникновения в характеры, тогда возникало подлинное искусство. Когда на сцене жизнь, это сразу захватывает человека. А когда формально играют, технически здорово можно размышлять, можно думать Да, и такое искусство может быть, но в душу попадает то, которое меняет жизнь.
Кому сейчас верю? Верю Чехову, который обещал, что жизнь через какое-то время станет невообразимо прекрасной. И мы должны это предчувствовать, стремиться к ней. Для этого мы и работаем в театре.
Что касается юбилея Лучше бы никто не знал про меня, а самое главное, чтобы я не знал, сколько мне там лет. Лучше забыть про этот рубеж, куда-то уехать, но, конечно, с самым дорогим тебе человеком женой. Но так получилось, что каждый день я должен репетировать, у нас выпуск спектакля. И что-то про себя каждый день рассказывать на телевидении, как я в кислородно-сварочном техникуме учился
Все с нуля
Где беру силы? Я рано встаю. Делаю зарядку. Потом начинаю ролью заниматься. У меня в каждой новой работе все начинается с нуля. Когда ищешь нового человека, не знаешь, куда идти, как идти. Начинаешь нащупывать, мучиться, готовиться, читать, узнавать своего персонажа. Нам помогает литература, пьесы, воспоминания и образы живых конкретных людей. Как конкретно готовлюсь к роли? Если серьезно о роли думать, опять же, мне надо многое знать про этого человека. Расспрашивать родных, знакомых, читать про него, видеть, в каких он ситуациях как себя проявляет собирать материал для характера. Наша задача не самого себя играть, а созданный характер, тобой придуманный, подобранный, потом в него проникнуть и им быть вот это самое сложное и необходимое. Быть живым актером и живым человеком на сцене. Но для этого надо очень много работать, надо вчитываться и всматриваться.
Вот детали. Фирс, «Вишневый сад». Как немецкий режиссер Петер Штайн делал. Финал: вся семья уезжает, остается Фирс, за кулисами рубят вишневый сад бум, бум, бум У Петера Штайна вдруг мощное дерево падает и дом разрезает прямо рядом с Фирсом. Шок! Или гениальный спектакль в Малом театре «Власть тьмы». Человек, муж болен туберкулезом, умирает, молодая жена беспокоится, но все ясно. Вокруг нее другие мужчины уже крутятся все равно муж-то умрет. И он умирает. Если это просто сделать ну умер, ну все понятно, все переживают. А как смерть поставил режиссер Борис Равенских. Мощный забор, ворота, актеры долго стоят, не выходят, где-то там играют. Я думал: зачем они так долго у забора стоят? Тихо что-то говорят, петушки, птички какие-то щебечут. И вдруг резко ворота раскрываются нараспашку и он падает. В зале эмоциональный удар, сильнейший эффект
По зову Степановой во МХАТ
Спектакль это, прежде всего, большая домашняя работа. Ты долго думаешь, читаешь, потом приходишь на репетицию, садишься за стол, разбираешь роль уже с режиссером и своими товарищами В чем сложность актера он зависим. Ты можешь либо согласиться, либо отказаться. А если ты отказался, то когда тебе еще новую роль дадут? А два-три раза отказался, то и тебе могут отказать Актер должен воспринимать и пропускать через себя все режиссерские эксперименты. Сам же Чехов в «Чайке» говорит словами молодого драматурга, что нужны новые формы, может быть, Чехов тогда пошутил? А теперь все стремятся к новым формам. А почему никто не говорит, что нужны новые содержания?..
Только жизнь высшее искусство. Вот русский театр чем был силен, вот туда надо стремиться. Когда Петера Штайна спросил о русском театре, он сказал: «У вас русский театр погиб». «Почему?» «Вы стали подражать западному».
Я тяготею к правде жизни и, если громко сказать, к правде искусства. Когда я попал первый раз во МХАТ и увидел «Три сестры», я был потрясен. Когда Ангелина Степанова, стоя спиной к зрительному залу, сказала «В Москву!» боже мой! На сцене не артисты были живые люди. В других театрах были прекраснейшие артисты, но они играли, здорово, но играли изображали этих людей. А тут люди просто жили.
Михалков и Эфрос
Я стремился становиться разным человеком в ролях, это моя задача проникать туда, и это путь актера. Бывает, сразу догадываешься, какой характер, как он существует, как он в жизни ко всему относится, бывает, приходится настрадаться Научиться можно приемам, можно играть на технике, на мастерстве, на штампах, а роли надо проживать. Возьмите подряд, посмотрите «Щит и меч», и сразу после «Позови меня в даль светлую», «Пять вечеров» и «Черный монах», и вам станет ясно, о чем я говорю.
Две роли и два режиссера в театре и в кино, которых я считаю главными в моей жизни? «Пять вечеров» Никиты Михалкова это главный подарок в профессии. В его судьбе я, наверное, один из многих, кому Никита помог в жизни. Я ему очень благодарен и ношу эту благодарность в себе. Моя судьба в кино началась с «Пяти вечеров». А в театре я был влюблен в Анатолия Эфроса. У нас самые светлые отношения были: он так подготавливал актера, что ты был готов прыгнуть даже выше своей головы. Куда ты еще не знаешь, но ты уже готов. Вот этим состоянием только он один владел. Оно было радостное ты хотел прыгнуть и всегда верил: долетишь, что бы ни происходило по пути.
Я после спектакля прихожу домой и в три-четыре часа ночи всегда снова проигрываю сцены как можно было бы сделать лучше. Хорошо, если Гамлета играешь, а если алкоголика? Хотя это вопрос еще, что лучше. Русский актер семь дней подряд не может играть утром и вечером Гамлета. Нам важна душа, процесс, а хватит ли сил? Однажды, мы с Настей Вертинской играли спектакль «Наедине со всеми» несколько раз подряд на гастролях. И у нас день был со сцены сходим, полтора часа, и начинаем следующий спектакль. А пьеса только на двоих, сложнейшие драматические роли. Актеры местного театра думали, что у нас наступит спад, мы просто физически не выдержим, наши нервы устанут. А мы все время должны трепетать тогда у нас в душе будет что-то происходить. Местные ждали, когда же мы провалимся. А мы понимали, что нам нельзя провалиться, и с каждым разом мы все лучше и лучше играли. На банкете они нам тайны-то открыли, когда нас поздравляли Я люблю артистов они такие чудеса творят! Они проникают в человека и переворачивают его душу. Если это удается это самое счастливое состояние.
С чего начинается Родина
В нашей жизни за многое сейчас взялись. За дороги, за дома, за воспитание новейшего поколения. Школы, институты, театры созданы, чтобы помогать людям, чтобы они быстрее находили себя в жизни. Россия страна, в которой люди всегда любили Родину. Это чувство самое дорогое. Это и спасение наше, и наше движение вперед, и наша жизнь. И это чувство дает человеку силы, свободу и возможность быть тем, кем он есть. Вы спрашивали, зачем человек живет на земле? Ради того, чтобы создать что-то хорошее и прекрасное, вот мы к этому и должны стремиться.
P.S. Юбилейное
В МХТ им. Чехова 22, 23 апреля премьера спектакля «Третий звонок» со Станиславом Любшиным в главной роли по повести Александра Куприна «На покое».
В Музее МХАТ с 6 апреля по 11 июня открыта выставка к юбилею актера, вместившая более сорока лет службы Станислава Любшина Московскому Художественному театру. В экспозиции фотографии, костюмы, эскизы декораций, макеты и, конечно, атмосфера спектаклей, ставших любимыми для зрителей и знаковыми для театра: «Тартюф», «Наедине со всеми», «Обвал», «Призраки среди нас», «Иванов», «Эквус», «Вишневый сад», «Любовь как тихий вечер», «Возможная встреча», «Мишин юбилей», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Ю», «Немного нежности».
В кинотеатре «Иллюзион» в апреле представлена большая юбилейная кинопрограмма «Персона. Станислав Любшин». В афише вновь на большом экране культовые фильмы «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Черный монах» Ивана Дыховичного. А еще «Конец света», «Если ты прав…», «Ксения, любимая жена Федора», «Красная площадь», «Забавы молодых», «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
P.P.S. Поздравительное
Василий Бочкарев, актер Малого театра:
Мы из одного гнезда со Станиславом Любшиным из Щепкинского училища. Какие пронзительные истории так просто, так естественно и с такой глубиной им сыграны! И с такой интонацией именно русского человека сердечного, понимающего. Во всех его фильмах звучит эта тема русской открытости и русской тайны, русского соболезнования и русского понимания, нашей грусти, любви, юмора. Вот эта интонация русского человека, она мне очень близка. Когда проходишь мимо афиш Художественного театра, привлекает именно его фотография, именно он завораживает. Фантастический человек и гениальный артист. Практически все его роли это просто живой учебник. Идите, учитесь, как играет Станислав Андреевич.
Нина Усатова, актриса БДТ:
Любовь зрительская к Станиславу Любшину безгранична. Глубокий подлинный артист. Какое это было счастье, когда мы снимались в фильме «Кадриль» и появлялись минуты, когда мы сидели в дождик и просто разговаривали. Я его так люблю! Он и сейчас играет в театре и снимается в кино. Но, зная, какая актерская профессия трудная, я не хочу желать ему много новых ролей он уже столько для всех нас сделал, что можно просто наслаждаться жизнью. И храни его Господь на долгие лета на радость нам.
Елена Санаева, актриса кино:
Из ста ролей в кино у Станислава Любшина нет ни одной проходной роли. Он снимался и тогда, когда никто не снимался, в девяностые годы. И все, что я видела, было им сыгранно безукоризненно, ювелирно тончайше, это незабываемые работы, и они прекрасны. Этот человек у меня вызывает глубокое уважение, потому что он живет так несуетно, с таким чувством собственного достоинства, но абсолютно не настаивая на своем достоинстве. Он блестящий актер, который входит в десятку лучших не только наших актеров мировых. И это очень достойная жизнь, и моя огромная благодарность этому Мастеру и его Маргарите Ирине, которая верно помогает ему жить и наслаждаться этой жизнью.
Подготовил актер Ленкома Виктор Раков
Оригинал статьи
Накануне события в интервью Станислава Любшина «РГ» несколько настроений вслух на тему вечных вопросов: зачем жить, кого любить, во что верить. И как создать новую роль!
Идеальная мизансцена
Каждый в театре свой путь находит. Играли мы с Олегом Ефремовым и Иннокентием Смоктуновским трех композиторов: Генделя, Баха и Шмидта. И у Генделя была фраза: я выхожу на публику, и, прежде чем взмахну рукой, думаю: эта публика сожрет меня или нет? Я должен так ее взять! И как только я делаю первое движение, чувствую, она моя Актерская профессия уникальная. Но работать «над собой» столько надо!..
Русский театр всегда славился как театр переживания и перевоплощения. Самый идеальный спектакль: два актера, мужчина и женщина, полчаса смотрят в глаза друг другу, ничего не говоря, а зал при этом рыдает Это театр добра, чистоты, боли, веры во все самое светлое, самое прекрасное. Почему актеры тех поколений были богами они потрясали. Если бог им давал такие возможности проникновения в характеры, тогда возникало подлинное искусство. Когда на сцене жизнь, это сразу захватывает человека. А когда формально играют, технически здорово можно размышлять, можно думать Да, и такое искусство может быть, но в душу попадает то, которое меняет жизнь.
Кому сейчас верю? Верю Чехову, который обещал, что жизнь через какое-то время станет невообразимо прекрасной. И мы должны это предчувствовать, стремиться к ней. Для этого мы и работаем в театре.
Что касается юбилея Лучше бы никто не знал про меня, а самое главное, чтобы я не знал, сколько мне там лет. Лучше забыть про этот рубеж, куда-то уехать, но, конечно, с самым дорогим тебе человеком женой. Но так получилось, что каждый день я должен репетировать, у нас выпуск спектакля. И что-то про себя каждый день рассказывать на телевидении, как я в кислородно-сварочном техникуме учился
Все с нуля
Где беру силы? Я рано встаю. Делаю зарядку. Потом начинаю ролью заниматься. У меня в каждой новой работе все начинается с нуля. Когда ищешь нового человека, не знаешь, куда идти, как идти. Начинаешь нащупывать, мучиться, готовиться, читать, узнавать своего персонажа. Нам помогает литература, пьесы, воспоминания и образы живых конкретных людей. Как конкретно готовлюсь к роли? Если серьезно о роли думать, опять же, мне надо многое знать про этого человека. Расспрашивать родных, знакомых, читать про него, видеть, в каких он ситуациях как себя проявляет собирать материал для характера. Наша задача не самого себя играть, а созданный характер, тобой придуманный, подобранный, потом в него проникнуть и им быть вот это самое сложное и необходимое. Быть живым актером и живым человеком на сцене. Но для этого надо очень много работать, надо вчитываться и всматриваться.
Вот детали. Фирс, «Вишневый сад». Как немецкий режиссер Петер Штайн делал. Финал: вся семья уезжает, остается Фирс, за кулисами рубят вишневый сад бум, бум, бум У Петера Штайна вдруг мощное дерево падает и дом разрезает прямо рядом с Фирсом. Шок! Или гениальный спектакль в Малом театре «Власть тьмы». Человек, муж болен туберкулезом, умирает, молодая жена беспокоится, но все ясно. Вокруг нее другие мужчины уже крутятся все равно муж-то умрет. И он умирает. Если это просто сделать ну умер, ну все понятно, все переживают. А как смерть поставил режиссер Борис Равенских. Мощный забор, ворота, актеры долго стоят, не выходят, где-то там играют. Я думал: зачем они так долго у забора стоят? Тихо что-то говорят, петушки, птички какие-то щебечут. И вдруг резко ворота раскрываются нараспашку и он падает. В зале эмоциональный удар, сильнейший эффект
По зову Степановой во МХАТ
Спектакль это, прежде всего, большая домашняя работа. Ты долго думаешь, читаешь, потом приходишь на репетицию, садишься за стол, разбираешь роль уже с режиссером и своими товарищами В чем сложность актера он зависим. Ты можешь либо согласиться, либо отказаться. А если ты отказался, то когда тебе еще новую роль дадут? А два-три раза отказался, то и тебе могут отказать Актер должен воспринимать и пропускать через себя все режиссерские эксперименты. Сам же Чехов в «Чайке» говорит словами молодого драматурга, что нужны новые формы, может быть, Чехов тогда пошутил? А теперь все стремятся к новым формам. А почему никто не говорит, что нужны новые содержания?..
Только жизнь высшее искусство. Вот русский театр чем был силен, вот туда надо стремиться. Когда Петера Штайна спросил о русском театре, он сказал: «У вас русский театр погиб». «Почему?» «Вы стали подражать западному».
Я тяготею к правде жизни и, если громко сказать, к правде искусства. Когда я попал первый раз во МХАТ и увидел «Три сестры», я был потрясен. Когда Ангелина Степанова, стоя спиной к зрительному залу, сказала «В Москву!» боже мой! На сцене не артисты были живые люди. В других театрах были прекраснейшие артисты, но они играли, здорово, но играли изображали этих людей. А тут люди просто жили.
Михалков и Эфрос
Я стремился становиться разным человеком в ролях, это моя задача проникать туда, и это путь актера. Бывает, сразу догадываешься, какой характер, как он существует, как он в жизни ко всему относится, бывает, приходится настрадаться Научиться можно приемам, можно играть на технике, на мастерстве, на штампах, а роли надо проживать. Возьмите подряд, посмотрите «Щит и меч», и сразу после «Позови меня в даль светлую», «Пять вечеров» и «Черный монах», и вам станет ясно, о чем я говорю.
Две роли и два режиссера в театре и в кино, которых я считаю главными в моей жизни? «Пять вечеров» Никиты Михалкова это главный подарок в профессии. В его судьбе я, наверное, один из многих, кому Никита помог в жизни. Я ему очень благодарен и ношу эту благодарность в себе. Моя судьба в кино началась с «Пяти вечеров». А в театре я был влюблен в Анатолия Эфроса. У нас самые светлые отношения были: он так подготавливал актера, что ты был готов прыгнуть даже выше своей головы. Куда ты еще не знаешь, но ты уже готов. Вот этим состоянием только он один владел. Оно было радостное ты хотел прыгнуть и всегда верил: долетишь, что бы ни происходило по пути.
Я после спектакля прихожу домой и в три-четыре часа ночи всегда снова проигрываю сцены как можно было бы сделать лучше. Хорошо, если Гамлета играешь, а если алкоголика? Хотя это вопрос еще, что лучше. Русский актер семь дней подряд не может играть утром и вечером Гамлета. Нам важна душа, процесс, а хватит ли сил? Однажды, мы с Настей Вертинской играли спектакль «Наедине со всеми» несколько раз подряд на гастролях. И у нас день был со сцены сходим, полтора часа, и начинаем следующий спектакль. А пьеса только на двоих, сложнейшие драматические роли. Актеры местного театра думали, что у нас наступит спад, мы просто физически не выдержим, наши нервы устанут. А мы все время должны трепетать тогда у нас в душе будет что-то происходить. Местные ждали, когда же мы провалимся. А мы понимали, что нам нельзя провалиться, и с каждым разом мы все лучше и лучше играли. На банкете они нам тайны-то открыли, когда нас поздравляли Я люблю артистов они такие чудеса творят! Они проникают в человека и переворачивают его душу. Если это удается это самое счастливое состояние.
С чего начинается Родина
В нашей жизни за многое сейчас взялись. За дороги, за дома, за воспитание новейшего поколения. Школы, институты, театры созданы, чтобы помогать людям, чтобы они быстрее находили себя в жизни. Россия страна, в которой люди всегда любили Родину. Это чувство самое дорогое. Это и спасение наше, и наше движение вперед, и наша жизнь. И это чувство дает человеку силы, свободу и возможность быть тем, кем он есть. Вы спрашивали, зачем человек живет на земле? Ради того, чтобы создать что-то хорошее и прекрасное, вот мы к этому и должны стремиться.
P.S. Юбилейное
В МХТ им. Чехова 22, 23 апреля премьера спектакля «Третий звонок» со Станиславом Любшиным в главной роли по повести Александра Куприна «На покое».
В Музее МХАТ с 6 апреля по 11 июня открыта выставка к юбилею актера, вместившая более сорока лет службы Станислава Любшина Московскому Художественному театру. В экспозиции фотографии, костюмы, эскизы декораций, макеты и, конечно, атмосфера спектаклей, ставших любимыми для зрителей и знаковыми для театра: «Тартюф», «Наедине со всеми», «Обвал», «Призраки среди нас», «Иванов», «Эквус», «Вишневый сад», «Любовь как тихий вечер», «Возможная встреча», «Мишин юбилей», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Ю», «Немного нежности».
В кинотеатре «Иллюзион» в апреле представлена большая юбилейная кинопрограмма «Персона. Станислав Любшин». В афише вновь на большом экране культовые фильмы «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Черный монах» Ивана Дыховичного. А еще «Конец света», «Если ты прав…», «Ксения, любимая жена Федора», «Красная площадь», «Забавы молодых», «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
P.P.S. Поздравительное
Василий Бочкарев, актер Малого театра:
Мы из одного гнезда со Станиславом Любшиным из Щепкинского училища. Какие пронзительные истории так просто, так естественно и с такой глубиной им сыграны! И с такой интонацией именно русского человека сердечного, понимающего. Во всех его фильмах звучит эта тема русской открытости и русской тайны, русского соболезнования и русского понимания, нашей грусти, любви, юмора. Вот эта интонация русского человека, она мне очень близка. Когда проходишь мимо афиш Художественного театра, привлекает именно его фотография, именно он завораживает. Фантастический человек и гениальный артист. Практически все его роли это просто живой учебник. Идите, учитесь, как играет Станислав Андреевич.
Нина Усатова, актриса БДТ:
Любовь зрительская к Станиславу Любшину безгранична. Глубокий подлинный артист. Какое это было счастье, когда мы снимались в фильме «Кадриль» и появлялись минуты, когда мы сидели в дождик и просто разговаривали. Я его так люблю! Он и сейчас играет в театре и снимается в кино. Но, зная, какая актерская профессия трудная, я не хочу желать ему много новых ролей он уже столько для всех нас сделал, что можно просто наслаждаться жизнью. И храни его Господь на долгие лета на радость нам.
Елена Санаева, актриса кино:
Из ста ролей в кино у Станислава Любшина нет ни одной проходной роли. Он снимался и тогда, когда никто не снимался, в девяностые годы. И все, что я видела, было им сыгранно безукоризненно, ювелирно тончайше, это незабываемые работы, и они прекрасны. Этот человек у меня вызывает глубокое уважение, потому что он живет так несуетно, с таким чувством собственного достоинства, но абсолютно не настаивая на своем достоинстве. Он блестящий актер, который входит в десятку лучших не только наших актеров мировых. И это очень достойная жизнь, и моя огромная благодарность этому Мастеру и его Маргарите Ирине, которая верно помогает ему жить и наслаждаться этой жизнью.
Подготовил актер Ленкома Виктор Раков
Оригинал статьи