Так победим!

Инна Вишневская, Вечерняя Москва,

К пьесе «Так победим!», в центре которой образ вождя Революции, драматург Михаил Шатров двигался, накапливая опыт и знания, набирая высоту мысли, поднимая «планку» художнической ответственности.
К театральному воплощению этого произведения режиссер Олег Ефремов шел, наметив точку отсчета еще тогда, когда стал во главе МХАТа СССР имени М. Горького.
К воссозданию сценического образа Владимира Ильича Ленина Александр Калягин готовился всю свою актерскую жизнь, глубже и глубже всматриваясь в души людей для того, чтобы пристальнее вглядеться в личность вождя Революции. 
Мхатовский спектакль «Так победим!» — это синтез самых разных сюжетных, театральных, эстетических пластов, где четко сохранено режиссером и актерами одно единство — единство большевистской идеи, единство ленинской мысли. Драматург любит точные даты ленинской жизни — они словно вехи жизни страны, словно горящие лампочки Ильича, остающиеся гореть навсегда, как та, под зеленым абажуром, что осталась гореть на столе в ленинском кабинете, хотя уже нет хозяина…
Что же завещал вождь Революции дню завтрашнему? Спектакль построен так, что завещание Ленина — это не только несколько последних его трудов, это целая ленинская жизнь, где кремлевским светом высвечены основные ее этапы, важнейшие среди самого важного.
А важнейшее среди самого важного — благосостояние людей, упрочение материальной базы страны, немедленное решение продовольственной проблемы.
Важнейшее среди самого важного — мир. Все завоевания власти Советов станут незыблемы, если война будет признана безумием, а мирное сосуществование государств разных экономических систем — торжеством разума.
Важнейшее среди самого важного — партийная дисциплина. Нет! — прожектерству, волюнтаризму, левой фразе, правому соглашательству. Да! — интересам народа, разумному хозяйствованию, верности основам демократического устройства общества. И, в первую очередь, необходимы здесь проверенные партийные кадры, кристальная личность большевика, его умение слушать массы, помочь там, где народы поднимаются к миру и социализму.
Это и есть ленинское завещание потомкам. Зрители очищают себя нравственно на этом спектакле, ибо каждое слово Ленина сверяется с нашим временем. Обращением к будущему звучат ленинские слова. Вот, к примеру, один из эпизодов спектакля.
На Х съезде РКП(б) идет голосование резолюции «О единстве партии». Символически поставлена эта сцена. Мы слышим фамилии делегатов съезда — и короткое, увесистое, раскатистое — «За! За! За!». И так, замирая, но все еще растворяясь в воздухе, набатно слышится это «За!». Это последнее, что мы слышим в спектакле. «Против!» — сломлено напором ленинского гения, «За!» — вот музыка спектакля, на протяжении действия которого не раз и не два вступал а схватку Ленин с врагами революции. 
Александр Калягин воссоздает сценический образ Владимира Ильича Ленина и как абсолютно заново увиденный человеческий характер, и как продолжение лучших актерских и драматургических традиций. Здесь и портретность, и постижение внешнее, и, что еще важнее, — постижение духовное.
Драматург и театр победили в первую очередь потому, что рассказали современности о современнике, о великом современнике всех времен и народов.

Поиск по сайту