Титычу – 100!
Александра Машукова, Медиацентр МХТ,
Александр Титович, или просто Титыч, как часто звали его в Художественном театре, был закройщиком мужского костюма. Непревзойденным мастером по пошиву фраков. Надо ли говорить, что в послевоенное советское время, когда искусство дореволюционных портных было утрачено, а тонкости их ремесла, их профессиональные секреты забыты, подобные мастера особенно ценились? Слава Александра Титовича выходила далеко за пределы МХАТа и театральной Москвы.
Александр Титович пришел в Художественный театр хоть и молодым, но уже многое хлебнув в жизни. Мальчишкой он ушел на фронт, попал в плен, был перемещен в Германию (говорят, именно там он научился шить – служил работником в семье, где хозяйка хорошо к нему относилась и преподала азы ремесла). Как побывавший в плену, после возвращения в СССР он оказался в отечественном лагере. А дальше выучился на закройщика женского платья и несколько лет шил на заказ в Кобулети, курортном местечке под Батуми. Там, в Батуми, встретил свою любовь, женился. Потом вернулся в Москву, устроился в ателье. У молодого мастера были настолько золотые руки, что однажды ему посоветовали постучаться во МХАТ: дескать, знаменитому театру нужен закройщик.
И Александр Перцев отправился в Камергерский переулок попытать счастье, хотя никакого отношения к театральному искусству никогда не имел. Его сразу же взяли на работу.
Как рассказывает сам Александр Титович в книге Елены Езерской «МХАТ. Взгляд из-за кулис» (2005), его первым заданием было изготовить фраки для легендарного спектакля «Анна Каренина». Спектакль шел с 1937 года, так что очевидно, что это было обновление – возможно, в связи со вводом новых исполнителей (Алла Тарасова перестала играть Анну в 1957 году, исполнительницей этой роли была также Клавдия Еланская, а в 1961-м в этом образе впервые вышла Маргарита Юрьева). Как бы то ни было, Алла Константиновна бдительно следила за жизнью дорогой ей постановки, курировала ее, и работа Александра Перцева заслужила ее полное одобрение.
«Алла Константиновна до конца своих дней осталась моим ангелом-хранителем во МХАТе, а фрак стал моей визитной карточкой как закройщика. После успеха первых мхатовских фраков ко мне с поклоном пришли из Московской оперетты – они заказали сразу 70 фраков на всех солистов, артистов хора и балета», – рассказывает в книге Александр Титович.
Больше всего он любил тех самых, легендарных артистов «старого» Художественного театра, а они любили его. Анатолий Кторов и Виктор Станицын, Павел Массальский и Василий Топорков, Владимир Ершов и Михаил Яншин выходили на сцену в костюмах, созданных Перцевым. «Только, пожалуйста, не делай мне советского человека», – приводит Александр Титович слова Станицына и поясняет, что тот имел в виду: «Это означало, что нельзя никаких плеч подкладывать, ткань должна была по форме тела идти и главное требование: “Ужми ты рельеф, чтобы форму держал, иначе я фрак не приму”».
А Кторов! Перцев говорил, что Анатолий Петрович был рожден для фрака.
«Я всегда на него любовался – как Кторов одевался, как выходил на сцену, как играл! Анатолий Петрович относился к той категории мужчин, которым шел любой костюм, он умел носить вещи, и у него была такая фигура и фактура, настолько он был красив, с благородной осанкой и статный, что, что бы ты на него ни шил, ни мерял – все к лицу, все как влитое. <…> Шить для него было одно удовольствие: раз изучив особенности его фигуры, можно было смело использовать прежние размеры как лекала – настолько он был совершенен с точки зрения портного».
Актеры «старого» Художественного театра не относились к сценическому костюму как к вещи, которую для них изготовляют другие. Это всегда было сотворчество. Они долго обдумывали, в чем должен появиться их персонаж, обсуждали и примеривались, они приносили из дома старинные предметы, погружались в материальную среду эпохи, их волновало соответствие времени. Они заставляли мастеров расти. И возможно, Александр Титович не стал бы таким асом своего дела, если бы не они – Кторов и Станицын, Массальский и Ершов, многие другие актеры, с которыми он работал.Фраки Перцева славились настолько, что ему поступали и вовсе не театральные заказы. «К Александру Титовичу обращались журналисты-международники, лауреаты Нобелевской премии, которые должны были ехать в Стокгольм получать награду, например, математик Леонид Канторович», – рассказывает художник-модельер МХТ имени А.П. Чехова Елена Петровна Афанасьева.
Во второй половине 1970-х у Александра Титовича появился в театре новый товарищ. Это был Иннокентий Смоктуновский, который вступил в труппу МХАТа, получив приглашение сыграть чеховского Иванова. Ровесники, фронтовики, оба прошедшие плен, они нашли общий язык. Им было и о чем поговорить, и что вспомнить.
А еще Титыч был знахарем. Каждое лето он сам собирал травы, сушил, готовил снадобья, и немало людей Художественного театра отправлялось к нему в деревню лечиться…
На пенсию Александр Титович Перцев ушел, когда ему было уже за 80. В пошивочных мастерских МХТ и сегодня висит его портрет, снятый мхатовским фотографом Олегом Черноусом для новогоднего календаря 2005 года (на том календаре были запечатлены работники цехов Художественного театра). Александр Титович здесь облачен в костюм из спектакля «Тартюф» Нины Чусовой, в руках у него зонтик, он смотрит в кольцо ножниц, будто в лорнет, абсолютно невозмутимо и лишь где-то очень далеко в глубине глаз прячется улыбка. А то, каким он был в молодости, можно понять по фотографии Игоря Александрова 1970-х годов, где Перцев снят в компании с коллегами по МХАТу и легендарным чешским сценографом Йозефом Свободой.
Александр Титович, мы вас помним.
