Умерла актриса Ия Саввина
Алена Карась, Российская газета,
Ия Саввина не была актрисой. На актрису, во всяком случае, она никогда не училась. Возможно, это и позволило ей стать одной из самых уникальных, незабываемых русских актрис ХХ века.
Сама она этим обстоятельством всегда очень дорожила и не забывала подчеркивать. «Какая я актриса, я журналист!» нередко можно было услышать от нее. Она и вправду окончила МГУ, там же, в Студенческом театре, началась ее актерская жизнь.
Но со своего дебюта в спектакле по пьесе Павла Когоута «Такая любовь» Ролана Быкова она так и не научилась играть. Жить на сцене и в кино это стало для нее смыслом профессии, в которую она вошла столь же случайно, сколь и естественно. Фаина Раневская, ставшая ее другом на долгие годы совместной работы в Театре им. Моссовета, все удивлялась, откуда эта легкость перевоплощения в совсем молодой актрисе. А эта легкость оборачивалась для Ии Саввиной почти ежедневным риском для жизни: давление подскакивало страшно.
Она быстро стала нарасхват и в кино, и в театре. Простота и грациозность, соединенные со смиренной кротостью и каким-то внутренним сиянием, позволили ей неповторимо соединиться с такими образами русской литературы, как Анна Сергеевна в «Даме с собачкой», Кроткая (1960) и Сонечка Мармеладова (1966, Театр им. Моссовета, спектакль «Петербургские сновидения»). Узнав о смерти актрисы, ее партнер в «Даме с собачкой» Алексей Баталов сказал: «Это самая важная и дорогая для меня картина и встреча Ее работа, ее отношение к делу, к людям, которые ее окружали, это все совершенно особенное, не похожее ни на какие другие актерские судьбы».
В 1967 году Андрей Кончаловский искал для своего фильма «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» не актрису. Нашел Ию Саввину. Снимаясь с деревенскими жителями, она говорила режиссеру: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской обросла“. Так родилась одна из самых больших актерских работ в кинематографе 60-х. Как впоследствии скажет сама Саввина: »…Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так гены «сработали» за меня". Кажется, в ней и впрямь сквозь колоссальный интеллект и университетское образование всегда жила генетическая связь с ее семьей: все ее тетушки учились в церковно-приходской сельской школе под Воронежем, хотя ее мама, женщина, по-видимому, выдающаяся, смогла закончить мединститут и стать очень сильным врачом.
Пережив пик театральной славы, Саввина ушла из Театра им. Моссовета сразу после смерти его руководителя Юрия Завадского. В 1977 году Олег Ефремов пригласил ее во МХАТ, где она и проработала до последних дней. Между прочим, это ее голосом говорит Пятачок в «Винни Пухе». Список ее киноролей так же огромен, как и театральных работ. Среди них такие знаменитые, как «Открытая книга», «Слезы капали», «Гараж».
Огромная работа души чувствовалась в каждом ее творении. За каждым стоял и большой опыт страдания, терпения и любви. Сын актрисы от первого брака с Всеволодом Шестаковым родился больным, с синдромом Дауна. Не отказавшись от трудного ребенка, она вкладывала в него все силы приглашала врачей, педагогов, занималась сама. Сейчас Сергею Шестакову 53 года, он прекрасно знает русскую поэзию, говорит по-английски, пишет картины.
Свое 75-летие Ия Сергеевна хотела отметить новой работой в пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» на сцене МХТ им. Чехова.
Есть что-то глубоко символичное в том, что Ия Саввина, сыгравшая Кроткую и Сонечку Мармеладову, чьи героини излучали столько света и любви, скончалась в канун одного из самых больших христианских праздников Успения пресвятой Богородицы.
Сама она этим обстоятельством всегда очень дорожила и не забывала подчеркивать. «Какая я актриса, я журналист!» нередко можно было услышать от нее. Она и вправду окончила МГУ, там же, в Студенческом театре, началась ее актерская жизнь.
Но со своего дебюта в спектакле по пьесе Павла Когоута «Такая любовь» Ролана Быкова она так и не научилась играть. Жить на сцене и в кино это стало для нее смыслом профессии, в которую она вошла столь же случайно, сколь и естественно. Фаина Раневская, ставшая ее другом на долгие годы совместной работы в Театре им. Моссовета, все удивлялась, откуда эта легкость перевоплощения в совсем молодой актрисе. А эта легкость оборачивалась для Ии Саввиной почти ежедневным риском для жизни: давление подскакивало страшно.
Она быстро стала нарасхват и в кино, и в театре. Простота и грациозность, соединенные со смиренной кротостью и каким-то внутренним сиянием, позволили ей неповторимо соединиться с такими образами русской литературы, как Анна Сергеевна в «Даме с собачкой», Кроткая (1960) и Сонечка Мармеладова (1966, Театр им. Моссовета, спектакль «Петербургские сновидения»). Узнав о смерти актрисы, ее партнер в «Даме с собачкой» Алексей Баталов сказал: «Это самая важная и дорогая для меня картина и встреча Ее работа, ее отношение к делу, к людям, которые ее окружали, это все совершенно особенное, не похожее ни на какие другие актерские судьбы».
В 1967 году Андрей Кончаловский искал для своего фильма «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» не актрису. Нашел Ию Саввину. Снимаясь с деревенскими жителями, она говорила режиссеру: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской обросла“. Так родилась одна из самых больших актерских работ в кинематографе 60-х. Как впоследствии скажет сама Саввина: »…Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так гены «сработали» за меня". Кажется, в ней и впрямь сквозь колоссальный интеллект и университетское образование всегда жила генетическая связь с ее семьей: все ее тетушки учились в церковно-приходской сельской школе под Воронежем, хотя ее мама, женщина, по-видимому, выдающаяся, смогла закончить мединститут и стать очень сильным врачом.
Пережив пик театральной славы, Саввина ушла из Театра им. Моссовета сразу после смерти его руководителя Юрия Завадского. В 1977 году Олег Ефремов пригласил ее во МХАТ, где она и проработала до последних дней. Между прочим, это ее голосом говорит Пятачок в «Винни Пухе». Список ее киноролей так же огромен, как и театральных работ. Среди них такие знаменитые, как «Открытая книга», «Слезы капали», «Гараж».
Огромная работа души чувствовалась в каждом ее творении. За каждым стоял и большой опыт страдания, терпения и любви. Сын актрисы от первого брака с Всеволодом Шестаковым родился больным, с синдромом Дауна. Не отказавшись от трудного ребенка, она вкладывала в него все силы приглашала врачей, педагогов, занималась сама. Сейчас Сергею Шестакову 53 года, он прекрасно знает русскую поэзию, говорит по-английски, пишет картины.
Свое 75-летие Ия Сергеевна хотела отметить новой работой в пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» на сцене МХТ им. Чехова.
Есть что-то глубоко символичное в том, что Ия Саввина, сыгравшая Кроткую и Сонечку Мармеладову, чьи героини излучали столько света и любви, скончалась в канун одного из самых больших христианских праздников Успения пресвятой Богородицы.