Вечера на хуторе близ Бродвея

Раиса Саенко, Вечерний клуб,

В течение довольно длительного времени спектакли было принято оценивать по шкале «плохой-хороший». В рецензиях писалось о замыслах режиссера, игре актеров, воплощении авторского стиля. Но те наивные времена прошли. Теперь чудаки, оценивающие спектакли по качеству, прочно причислены к лохам, которые фишку не рубят. Настоящие «люди дела» на театральное искусство смотрят сейчас совсем иначе. Все постановки делятся на кассовые и никому не нужные. Чтобы понять, к какой категории спектакль принадлежит, смотреть его необязательно, прессу читать необязательно, думать и сравнивать — тоже необязательно. Надо выяснить, на сколько вперед распроданы билеты: на месяц — чудесно, на три — круто, на полгода — улет.

Кажется разумным поближе присмотреться к этим «учетным» явлениям нашего театрального быта, чтобы понять, как сие достигается и что для этого делать. Как приманить музу — рецептов нет; успех же - вещь куда более посюсторонняя и просчитываемая. Сейчас опять в моду вошли разнообразные руководства – «Для желающих жениться», «Как построить дом», «Как принять гостей» и проч. Попробуем и мы бегло набросать руководство «Как поставить успешный спектакль». Для примера, чтобы не быть голословными, возьмем последнюю мхатовскую премьеру «№ 13» по пьесе Рэя Куни (билеты распроданы на три месяца вперед, а ведущий НТВ Дмитрий Дибров в телевизионном разговоре с режиссером Владимиром Машковым назвал его спектакль прекрасным и удивительным).

Итак, как готовится успех? Первый шаг — правильный выбор пьесы. Судя по стилю Куни, пьесы надо проверять на пожарниках. Если пожарник слишком интеллигентен, позвать сантехника Васю. Если и тот умеет читать, отнести в литчасть и зачесть вслух. Если будут краснеть и смеяться, рассказать анекдот про Вовочку. Сравнить, над чем смеются громче. Если над пьесой — то, что нужно. Предпочтительный тип юмора: «Это гостиница? Нет, это Британский музей! А вы кто? Директор музея!». Понятно, что бурный смех зала обеспечен. На возмущающихся посмотреть свысока и сообщить, что драматург — лауреат английских литературных премий. На сетования, что ситуация, когда член парламента отправляется вместо парламента в гостиницу с чужой женой, довольно избита, а образы дурака-секретаря, хапуги-лакея, сыщика-неудачника и ревнивой жены ничуть не менее затрепаны, чем бессмертный Вовочка, — с достоинством отвечать, что и образы комедии дель арте часто использовались. Всхлипы, что Рацер и Константинов рядом с Куни смотрятся Гоголями, вообще оставить без внимания. 

Шаг второй: выбор режиссера. Главное, чем он должен обладать — отсутствием комплексов. Если он хочет про «разумное, доброе, вечное», — отмести с порога. Если начнет «самовыражаться», — гнать в шею. Режиссер должен быть свеж, как редис, и незатейлив, как грабли. Интересоваться преимущественно суммой гонорара. Тогда есть шанс, что своим талантом он не замутнит кристальность автора. Хорошо, если режиссер при этом известен — мелькает в рекламе жевательных резинок, прокладок или что-нибудь символизирует. Работать с известным труднее, но это окупится. Поэтому привлечение Владимира Машкова в качестве постановщика пьесы Куни — это тот шар, коему суждено лечь прямо в лузу. Странновато, правда, прозвучало заявление режиссера, что он мог бы зарабатывать большие деньги, но предпочел «поднимать культуру». Неужто он и впрямь в «№ 13» культуру поднимает?

Шаг третий: расходы на сценографию и костюмы. Тут театру следует постонать от цен модного художника и согласиться. Вариант «дешево и сердито» не пройдет. Сценография должна быть дорогая, но не эксклюзивная. Как у Александра Боровского. Год спустя в ней можно играть «Макбета». Узор в клеточку укажет, что дело происходит в Шотландии, а в окне вместо Биг Бена вполне может торчать Бирнамский лес. Главное — пустить слух, что клетчатую ткань привезли из самой Англии, юбочку для управляющего гостиницей подарил шотландский лорд, а белье для секретарши снято непосредственно с Мадонны. Энергичному тандему «режиссер-художник» надо дать возможность похулиганить: показать зрителю в конце длинный нос в виде клетчатого мхатовского занавеса и чайки в клеточку. Пусть академические гуси гогочут о надругательстве над святынями: лишний писк только пополнит кассу.

Что еще? Шаг главный: выбор актеров. Точнее, имен. Ибо как возмущалась при мне несколько лет назад одна дама в зрительном зале: что ж это за спектакль, где не играет ни один заслуженный! Выбор имен — дело настолько важное, что иногда возникает странная иллюзия, будто спектакли такого рода делаются под актеров. Такие постановки у нас даже совершенно незаслуженно стали называть бенефисными — как в старом добром театре. Но ведь раньше в бенефисы актер обычно показывал те свои стороны, которые считал самыми сильными, а спектакль нового типа никаких таких задач актеру не ставит. Более того: если поверить Москвину и предположить, что выдающийся актер имеет 350 штампов, то в спектакле типа «№ 13» дай Бог, чтобы использовались хоть пять. Не верите? Зря. Тот же Дибров в своей «Антропологии» дал блестящий анализ актерской игры: «Одна из персонажей женских наносит ему сногсшибательный поцелуй». Какая из персонажей кому что наносит — неважно. Знаменитые артисты тут нужны как знаки самих себя. Они могут даже, как на эстраде, играть под собственную фонограмму. Попробуйте на спектакле мысленно поменять местами Авангарда Леонтьева и Евгения Миронова. Раз, два, три — что-нибудь изменилось? Решительно ничего. Можно поменять местами Миронова с Сергеем Беляевым. Можно пойти дальше и поменять Авангарда Леонтьева с Марианной Шульц? Можно поменять всех со всеми. Для увеличения потока жаждущих зрителей можно даже отдать роль секретарши Олегу Павловичу Табакову. Пикантные трусики с крылышками и прижатый к голой груди блокнот — незабываемый образ! Билеты раскупят на несколько лет вперед.

Но и так хорошо. Дама с халой на голове толкает в антракте бок спутника: прямо Бродвей! И тут сразу вспоминается классическое, родное: «Славный город Гадяч. Приезжие из Конотопа часто удивляются красоте и благоустройству гадячских улиц, высоте домов. Замечательный город. Но вот ежели бы вы видели Пирятин!».

Про Бродвей, признаться, сомневаюсь, позовут или нет. Но то, что в нашем Пирятине аншлаг обеспечен, — нисколько не сомневаюсь.

Поиск по сайту