Зачем они убили Моцарта?

Марина Давыдова, Известия,

МХТ им. Чехова выпустил на Малой сцене новый спектакль по пьесе Дмитрия Минченка «Концерт обреченных». В ней повествуется о том, как вдова Вольфганга Амадея Моцарта и жена Антонио Сальери на пару установили истинную причину загадочной смерти великого композитора. Исторический детектив, иными словами. Только его МХТ и не хватало.

О. П. Табаков в свое время правильно смекнул, что стилевое единообразие или верность традициям окажутся для вверенного ему театра губительными. Традиции уже давно разрушены, для обеспечения творческого единообразия потребен режиссер-лидер. Пришло время делать ставку на многообразие. Табаков сделал. Он позвал к себе режиссеров маститых и молодых, наводнил афишу именами современных авторов разной степени известности и даровитости. Для того чтобы поймать золотую рыбку, надо забросить невод. А в него может попасться столько гадов морских. ..

Спектакль «Концерт обреченных» можно счесть очередным результатом забрасывания невода. Что выплыло, то выплыло. В неводе, однако, попадается порой помимо мелких гадов еще и тина, и морская трава, и всякая прочая заведомо несъедобная муть. И ее-то уж точно можно отбрасывать сразу же. Не подвергая сценической обработке.

Взять хотя бы пьесу «Концерт обреченных» журналиста и прозаика Дмитрия Минченка. Для чтения на отдыхе, в поезде или в больнице это леденящее душу произведение еще туда-сюда. Для театра оно при ближайшем рассмотрении решительно непригодно. Сюжет означенной пьесы таков. Как-то раз в гости к вдове Моцарта Констанце как снег на голову сваливается жена Сальери Тереза и буквально с порога предлагает порассуждать о причинах смерти величайшего композитора. Веселая вдова тут же включается в игру, и две дамы подобно двум следователям начинают увлеченно распутывать дела давно минувших дней. Ими выдвигаются и отметаются самые разнообразные версии. Символика чисел, масонские тайны, зависть друзей и ненависть недругов — все идет в ход. Дамы сами не устают поражаться обилию мелких и крупных исторических сенсаций, которые выпали на их долю в течение одного вечера в пределах одной квартиры. О-о-о, это та еще квартира! Там в люстре тайник, а в тайнике неизвестное сочинение Моцарта «Концерт обреченных», само исполнение которого (уже не помню, почему) сулит слушающим смерть. Но самое удивительное во всей этой удивительной истории даже не люстра, а то, что жена Сальери с самого начала знает правильный ответ на поставленный ею же самой вопрос. То есть самым сложным из всех возможных способов она пытается решить задачу, решение которой давно лежит у нее в кармане. Короче. Она же сама и убила. Случайно. Собиралась убить себя из-за неразделенной любви к Моцарту. Пришла к нему, подсыпала яд в бокал, но тут роковая случайность, и - шерше ля фам! — Вольфганг Амадей умер, а она живехонька.

Исторические претензии к подобному сочинению мы отметем с порога. В конце концов, «Концерт обреченных» строится по образцу многих других пьес, повествующих о мифических встречах известных людей. Одно из произведений такого сорта о Бахе и Генделе (оно так и называлось «Возможная встреча») шло в МХТ много лет назад, и играли в пьесе ни много ни мало Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. Другая пьеса интеллектуала Майкла Фрейна «Копенгаген» о встрече Нильса Бора и Вернера Гейзенберга идет в МХТ сейчас. И играют в ней Олег Табаков и Борис Плотников. Сочинение Дмитрия Минченка, однако, кое-что отличает от этих пьес. Дело и в том, что играть известных миру гениев — это одно, а малоизвестных жен гениев — совсем другое. В первом случае несомненный интерес для артиста представляет сама личность портретируемого. Объем личности дает простор воображению. А какой он был этот Бах? Или Бор? А в самом деле какой? Жена, любовница, племянник и двоюродный дядя Баха представляют для артиста несколько меньший интерес. Тут объем личности задается не историей, но самим драматургом. Или не задается.

Героини пьесы Минченка — это, например, вообще не личности, а функции, необходимые для того, чтобы поведать миру о сомнительных результатах его архивных изысканий. За вычетом характеров и сложных философских подтекстов в сочинении журналиста и прозаика остается лишь весьма нелепо сплетенная детективная канва, по которой вышивают опытный режиссер Юрий Еремин и отличные актрисы Евдокия Германова (Констанца Моцарт) и Ольга Барнет (Тереза Сальери). Зачем вышивают, ума не приложу. Особенно Ольга Барнет. У нее в МХТ много хороших, хорошо сыгранных и очень хорошо сыгранных ролей. И зачем ей еще одна роль, в которой нечего играть? Для коллекции? Зачем Еремину пьеса, лишенная характеров и логики? Неужели для того, чтобы снабдить героинь двумя оркестрами, исполняющими музыку соответствующих композиторов — истинный венец режиссерской мысли. Зачем МХТ спектакль, не дающий ничего ни уму, ни сердцу, ни кассе (чай, не хит), вызывающий не раздражение даже, а скорбное сочувствие?

Есть время забрасывать невод, а есть время его чистить. Хотя бы от тины. А то золотая рыбка может уже никогда в него не попасться.

Поиск по сайту