Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Неисчерпаемый Немирович

Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
Старейший спектакль в репертуаре МХТ имени Чехова – «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко» отметил в конце декабря свой 30-летний юбилей. И все эти годы литературная-музыкальная композиция по письмам одного из основателей Художественного театра каждый раз поворачивается к зрителям новыми гранями. Что не удивительно: во-первых, Немирович-Данченко – одна из самых глубоких и актуальных фигур мирового театра. Во-вторых, авторы спектакля – люди, которые относятся к своему герою крайне внимательно и бережно: это внук Владимира Ивановича, заведующий музыкальной частью МХТ имени Чехова, заслуженный деятель РФ, заслуженный артист РФ Василий Михайлович Немирович-Данченко и его супруга, профессор МГУК Анжелика Юльевна Немирович-Данченко. Мы побеседовали с ними – о спектакле, его герое и о Художественном театре, с которым связана целая жизнь.

– Прежде чем перейти к разговору о самом спектакле, я хочу спросить вас о первых воспоминаниях о Художественном театре, первых впечатлениях.

Василий Михайлович: Это было так давно!

Анжелика Юльевна: Для меня попадание в Художественный театр было естественным, потому что я москвичка. Мама привела меня на «Синюю птицу». Мое детство прошло под знаком этого спектакля, и я сразу как-то была влюблена в этот театр. А потом, когда мы познакомились с Василием Михайловичем в Консерватории, появились уже новые родственные связи.

ВМ: Я, конечно, видел «Синюю птицу» несколько раз, «Трех толстяков», которыми я потом, кстати, дирижировал (там участвовал живой оркестр). Я помню, как пришел в Художественный театр уже именно работать и сразу попал в замечательное созвездие актеров, они ко мне очень хорошо относились, все эти могучие «старики»: Анастасия Зуева, Алла Тарасова, Борис Петкер, Марк Прудкин, Михаил Болдуман, Ольга Андровская. Именно с ними у меня оказался первый опыт подбора и сочинения музыки для спектакля. Это был спектакль «Соло для часов с боем» (молодой Анатолий Васильев был режиссером, руководитель постановки и режиссер Олег Ефремов). Это был замечательный спектакль просто по какой-то естественности и удивительной атмосфере, которая исходила от артистов, в нем участвовавших. Андровская танцевала там чардаш, и она всегда подходила ко мне после спектакля и спрашивала: «Васенька, я попала в такт?». Это было очень трогательно.

АЮ: А я расскажу такую историю. Отец Василия Михайловича – Михаил Владимирович, сын Владимира Ивановича, мечтал познакомить Василия с Ольгой Леонардовной Книппер. И есть даже фотография: «Три сестры», Книппер пришла смотреть новое поколение, и Михаил Владимирович подвел своего сына к Ольге Леонардовне и представил ей его. Такая связь поколений. Когда Василий учился и оканчивал Консерваторию, «старики» Художественного театра при встрече с Васей говорили: «Ты должен идти в Художественный театр».

ВМ: Алла Константиновна Тарасова жила в нашем подъезде этажом выше.

АЮ: И Книппер.

ВМ: Она жила в другом подъезде, поэтому с ней мы как-то не пообщались до того, как меня официально представили.

АЮ: В общем, все дорожки вели в Художественный театр.

– А вы сами чувствовали, что все дороги действительно ведут в Художественный театр? Сразу ли у вас было ощущение, что вы здесь окажетесь и другого пути и не может быть?

ВМ: Нет, такого чувства у меня не было, потому что я мечтал выступать. Был такой замечательный виолончелист Даниил Шафран, и мы с ним думали объединиться для совместных выступлений. Но потом произошли разные события, и я оказался в Художественном театре. Начинал с концертмейстера.

АЮ: А потом стал дирижером.

ВМ: Да, в театре был целый оркестр! 32 музыканта и 20 человек хора. И был замечательный заведующий музыкальной частью Петр Михайлович Славинский (до этого он был главным дирижером Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где моя мама Зоя Смирнова-Немирович пела главные роли), и он мне начал предлагать понемногу чем-то продирижировать. Сначала доверил мне один акт «Синей птицы». Я дома много занимался, ходил в Консерваторию на уроки к дирижеру Одиссею Димитриади, потихоньку входил в это дело и вот стал дирижировать уже всеми спектаклями. В «Синей птице» оркестр сидел под сценой, то есть звук шел из-под артистов. Однажды произошел смешной случай. В спектакле тогда играл роль кота Сева Абдулов, и ему надо было во время действия спускаться через люк в трюм. И вот я дирижирую, а оркестр начинает улыбаться. Оказывается, это Абдулов сзади стоит и за моей спиной тоже дирижирует.

АЮ: А потом ты стал композитором.

ВМ: Подсказывает! Да, потом начал писать музыку для спектаклей и сам ее записывал с оркестром театра.

АЮ: Надо рассказать про «Чайку». Олег Николаевич Ефремов же поставил всего Чехова и для спектакля «Чайка» он попросил Васю сделать музыкальное оформление. Поставил задачу: чтобы была не конкретная музыка, а звучащая атмосфера. И Василий написал такую партитуру.

ВМ: Я написал около двадцати вариантов фонов и записывал их разными оркестровыми группами, потом мы с Олегом Николаевичем отобрали из них четыре или пять. Спектакль начинался с того, что на сцену выплывает беседка, мягкое световое решение было, и звучит этот мой фон. Потом его много лет использовали на разных торжественных вечерах.

АЮ: Я смотрела спектакль на генеральной репетиции. И вот открылся занавес: изумительные декорации Валерия Левенталя, актеров еще нет на сцене и «висит» эта музыкальная атмосфера. Зал тогда взорвался аплодисментами! Я в тот момент подумала, что так, наверное, было в старом МХАТе. 

– А с чего все-таки начался спектакль «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко»?

АЮ: Импульс пошел от меня. Дело в том, что я делала литературно-музыкальные композиции по письмам, дневникам композиторов. О Шуберте, например, о Бетховене. И однажды я задумалась: а какая тема будет следующей? В это же время мама Василия Михайловича часто сетовала, что Владимира Ивановича забывают. В те годы действительно было впечатление, что существовал только Станиславский и даже какие-то цитаты и мысли Немировича-Данченко ему приписывали. Мы сами, когда уже готовили спектакль и читали его письма, удивлялись: «Оказывается, это Владимир Иванович сказал, оказывается, эта идея тоже его». А тогда я подумала, что можно сделать литературно-музыкальную композицию о Владимире Ивановиче. Подошла с этой идеей к Василию и говорю: «Ты будешь от первого лица читать его письма и дневники, а я буду их комментировать». Сначала Василий сомневался, но потом дело пошло, и мы написали большой сценарий. 

ВМ: Ты перелопатила четыре тома писем Немировича! Это была целая огромная работа, надо же было все прочитать, выбрать самые интересные. Потом присоединился и я, стал сокращать.

АЮ: Я так увлеклась письмами Владимира Ивановича! Это фантастическое по стилю эпистолярное искусство. У нас получился огромный сценарий часа на четыре. И кому это показать, кто скажет, имеет ли это вообще право на жизнь? Роза Абрамовна Сирота.

– Легендарный режиссер-педагог, она много лет работала с Товстоноговым в БДТ. 

АЮ: Да, а потом и в Художественном театре. Василий написал музыку для одного из ее спектаклей. Однажды Роза Абрамовна написала мне в программке: «Анжелика, если когда-нибудь вам понадобится моя помощь, то, пожалуйста, обращайтесь».

ВМ: Вот за это-то мы и зацепились!

АЮ: Отдали ей сценарий, ждали, волновались. Приходит Роза Абрамовна, кладет наш фолиант на стол и говорит: «Я буду с вами работать. Только надо сократить».

ВМ: Сокращали-сокращали, а все равно около трех часов получилось.

АЮ: Как говорил Чехов, чтобы сокращать, надо иметь больше таланта, чем чтобы написать. Сирота с нами очень подробно работала. Сначала застольный период, потом мы репетировали, часто уже по ночам после спектаклей. И вот, наконец, поставили. Мы были первыми: на сцене играли документ. В сценарии нет ничего придуманного, только письма и небольшие комментарии к ним. 

– Спектакль ведь не сразу попал в репертуар МХАТа?

ВМ: Да, первый спектакль мы играли в театре «Эрмитаж». Как раз там, где начинался Художественный театр.

– А как спектакль оказался уже в этих стенах?

ВМ: Тут надо благодарить Татьяну Бронзову, тогда помощницу Ефремова и заведующую труппой. Мы играли наш спектакль в Доме-музее Станиславского, и в какой-то день, неожиданно, приехал телеканал «Культура» и заснял спектакль. Когда по телевизору показывали запись, Бронзова позвонила Ефремову и предложила посмотреть. Олег Николаевич вызвал меня к себе и сказал: «Вася, этот спектакль должен идти у нас в театре».

АЮ: У Ефремова же письма Немировича были настольной книгой! В то время была большая процедура приема спектакля в репертуар, каждый спектакль обсуждался художественным советом. И Ефремов созвал совет, куда входили Вячеслав Невинный, Марк Прудкин, Ия Саввина, Андрей Мягков. Это было так волнительно! Страшнее, чем поступать в Консерваторию!

ВМ: Нам дали добро, и с тех пор мы идем по времени с этим спектаклем вот уже тридцать лет. Даже не верится!

– Такая большая цифра! Совсем не все спектакли доживают до столь почтенного возраста. За эти тридцать лет ваше отношение к спектаклю как-то поменялось?

АЮ: Этот спектакль особенный. Он меняется сам, поворачивается как глобус. Вот есть сегодня в воздухе какая-то главная идея и вдруг подходящие мысли из писем Немировича высвечиваются и выходят на первый план.

ВМ: Да, многие мысли, которые там высказываются, начинают полностью соответствовать тому, что творится вокруг.

АЮ: И мы начинаем что-то акцентировать, что-то подчеркивать. Спектакль нас ведет, он меняется и нас тоже меняет.

ВМ: Мы все время стараемся чувствовать какие-то огрехи, какие-то недостатки, вставить что-то, «как же мы это пропустили».

АЮ: Владимир Иванович очень многих вызволял из ссылок и есть его письмо напрямую к Сталину, мы его вставили.

ВМ: Эту сторону деятельности Владимира Ивановича мало кто знает, но он действительно очень много людей вызволил из темниц. Денежно помогал и ссыльным, и их семьям, больше половины зарплаты отдавал.

АЮ: У него даже был список тех, кому надо посылать помощь. И у Рахманинова тоже такой список был, у русской интеллигенции это вообще было принято. У нас, кстати, в спектакле звучит музыка Рахманинова. Рахманинов был дружен с Художественным театром, с Владимиром Ивановичем. И в нашем спектакле у музыки есть свой сюжет: когда все начинается и Владимир Иванович один, Василий играет на рояле соло, а потом, когда они уже вместе со Станиславским, мы играем в четыре руки. Станиславский умирает, и снова Василий играет один (так что в смысле формы там тоже все продумано).

ВМ: На спектакль приходит очень разношерстная публика. Они, как правило, не знают и половины того, о чем говорится в спектакле. Я думаю, что и многие актеры Художественного театра тоже не все знают. Именно Владимир Иванович предложил назвать театр «Московский Художественно-общедоступный», а потом на следующий день, как он сам пишет, «был в волнении от того, какую ответственность мы взяли на себя, словом „художественный“.

АЮ: В спектакле целый пласт культуры, и Лев Толстой, и Чехов, и Станиславский. И очень много спрессованной информации! Некоторые зрители по нескольку раз пересматривают, потом подходят после спектакля и спрашивают: „А вы что, что-то новое вставили?“ Потому что сложно с первого раза воспринять все сразу.

– А откуда взялось название спектакля. Это цитата?

ВМ: Это сам Владимир Иванович сказал как-то: „Я проживаю пятую или шестую жизнь, не считая детства“.

АЮ: Это он в 1920-х годах сказал. Владимир Иванович родился в 1858 году при крепостном праве, а умер в 1943-м (когда уже самолеты летали). Он действительно прожил семь жизней, и каждая жизнь начиналась с крушения предыдущей, и он каждый раз начинал с нуля.

ВМ: Владимира Ивановича называли мозгом Художественного театра. Он был мудрым человеком в том смысле, что умел приспособиться к таким ситуациям, в которых другие люди не ориентировались. И главная его была задача – сохранить театр. В любых условиях, в любых колебаниях жизни.

АЮ: Владимир Иванович никого и ничего не предавал, но так мудро вел театр, что сохранил его во всех катастрофических ситуациях.

– У вас есть еще один спектакль в Художественном театре – „Твой образ милый и далекий“ по письмам Чехова и Книппер. Не хотите еще что-нибудь поставить?

ВМ: Давно задумали, но как-то все времени нет. Надо опять огромное количество материалов собрать, перебрать, чтобы осуществить этот проект.

АЮ: Да, не получается пока. А так-то есть даже не одна идея, а две. Одна очень любопытная!

Оригинал статьи
Пресса
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
Московская династия: Немировичи-Данченко, Евгения Гершкович, Москвич, 22.11.2021
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Внутреннее правило Немировича-Данченко, Василий Немирович-Данченко, ТАСС, 21.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Спектакль об основателе МХТ отметил своё 25-летие, Наталия Гопаненко, Э Вести, 29.05.2017
Интеллигентный театр для народа, Василий Немирович-Данченко, Вечерняя Москва, 21.03.2017
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014
Международный день театра. Один день за кулисами, видеосюжет Первого канала, 27.03.2013
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002