Театры листают учебник историиЕлизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 Новый театральный сезон начался с ярко выраженной тенденции. Театр очевидным образом перечитывает вместе со зрителем российскую историю – в поисках точки отсчета современных событий. Это может быть как обращение к советскому коду, советской литературе (в том числе в попытке уйти от реального шага времени за окном), так и постановки новых текстов, обращенных, однако, глубоко в прошлое, как премьеры «Занавеса» в МХТ им. Чехова и «Кровоизлияние в МОСХ» в театре «Практика».Оба спектакля постановлены по свежим пьесам, причем документальным, но природа «документа» у них разнонаправлена. Пьесу-вербатим для мхатовской сцены в канун 125-летнего юбилея театра собрал Андрей Стадников, руководствуясь предложенной производственной целью – создать портрет современной жизни театра в Камергерском переулке. Ее основу составили сегодняшние интервью с актрисами и сотрудницами театра самого разного звена (от ключницы и реквизитора до осветителя и суфлера), объединенные женской темой «хранительниц очага». Ведь хоть и повелось, что создаются театры мужчинами, но женщин здесь всегда изо дня в день работает больше, во всяком случае, последние полвека точно. Премьера «Практики» – по пьесе, наоборот, ретроспективной, написанной Алексеем Житковским по стенограммам и воспоминаниям участников знаменитого разгрома Хрущевым в 1962 году выставки к 30-летию МОСХа в Манеже. И если в первом случае перед глазами зрителей пробегает весь «вывихнутый век» как фон истории Художественного театра, то во втором – попытка заново увидеть частный случай, ставший символом взаимоотношений художника и власти внутри тоталитарной системы, концом оттепели, уходом в подполье. Режиссер мхатовского «Занавеса» Юрий Квятковский так предваряет зрительское впечатление от постановки: «Мне кажется, мы выпускаем спектакль без излишнего нерва, потому что откуда же взяться этому нерву, если в течение десятилетий мы находимся внутри смыслов, живущих в этом пространстве. Мы просто должны прийти к самим себе». Вот это отсутствие нерва позволяет режиссеру найти редкую интонацию для камерного, но очень насыщенного спектакля. Интонацию спокойного и внимательного искреннего рассказа, где есть место иронии и размышлению, самоанализу и репрезентации, наконец правде и игре. Трехчастная форма развивает тему. В первой – актрисы рассаживаются за гримировальными столиками, словно готовясь к выходу на сцену, причем у каждой актрисы первого плана есть «мимирующая» дублерша. И этот эффект подготовки – наложения не только грима, но и фиксации психофизики человека – перейдет в следующую часть, где актрисы будут вживаться в роли реальных людей, коллег по театру, зачастую старожилов. Жанр «документального фильма на сцене» подкреплен не только съемкой, дублирующей укрупненное изображение на экран, расположенный сверху во всю ширину Малой сцены, но и принципом достраивания сценической реальности. Декорации (закуток ключницы, костюмерная, кабинет врача театра или кулисы и рубка звукорежиссера) создаются выгородками, которые затем на хромакее, как в кино, перерабатываются в визуальный эффект съемки в естественном антураже. Действие происходит будто на съемочной площадке. В финальной части спектакля, посвященной «летописи» легендарных постановок МХАТ, когда актрисы на сцене появляются в облике чеховских персонажей, исторические сцены из спектаклей проявляются на экране дагерротипами уже с их лицами на месте великих предшественников, как бы закольцовывая время. Рефлексия об актерской профессии, развенчание ее безоблачной славности, победной блистательности происходит на фоне неприглядного и в то же время таинственного акта гримирования (театральной изнанки). Актрисы делятся сокровенными мыслями, травят байки – они и веселые Коломбины, и грустные Пьеро. Эмоциональный подъем, присущий театральной жизни, сменяется нотками тоски, сарказма над феноменом актерской судьбы. Это разговоры еще до того, как откроется Занавес. Акт, где актрисы играют в вербатим, представляя монологи работниц театра, насквозь театрален, несмотря на документальность. Здесь утрируют манеру речи, надевают подробные костюмы, парики, создают портретное сходство, а главное – актрисы купаются в эксцентрике, выделяя поведенческую черточку, обыгрывая характер или заостряя посыл речи, срывая зрительские аплодисменты на этом аттракционе актерского мастерства. Все существуют в ансамбле, хоть и в жанре монологов, но особые искры актерского огонька – в Ольге Ворониной, Дарье Юрской и Марии Соковой – актрисе, заново раскрывшейся в эти два сезона. Комедия затем словно перетекает в лирическую драму, из закулисья действие как бы дорастает до настоящего спектакля: белоснежные платья сменяют бытовые костюмы, музыка (скрипка, аккордеон, виолончель) вступает в свои права. Третья часть – хоровая. Уходит обыденная речь, слово подчиняется музыкальной фразе, а пластика актрис – мизансценическому канону. Текст пропевается речитативом и, как и весь атональный мотив, расходится с изображением: разыгрывая сцену из начала века, актрисы поют о его конце – перестройке и путче. Проявляется рамка в рамке: листая страницы истории МХАТ – на сцене идет пластическое воспроизведение сцен, отраженных на транслируемых фотографиях – хронометр «отбивает» неслучайные даты. Каждый упомянутый спектакль предваряет рубеж эпохи: предреволюционный «Иванов» Чехова, предвоенные «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко, предперестроечная лениниана «Так победим!» Шатрова–Ефремова. Из пестрого и милого калейдоскопа человеческих судеб (как притягиваются люди в Театр, как его чувствуют и понимают, как видят свою миссию в нем, как уходят и все равно возвращаются в «праздничное предприятие», по выражению Олега Табакова, как отличаются тут поколения, как уходит в небытие священный ореол Театра) вдруг вырастает башня из слоновой кости. Оказывается, что страна живет своими событиями, а театр своими. Этот памятник эскапизму знаменует крайне болезненный вопрос – а насколько спасительно или губительно это бегство от реальности? Театр спасает или делает инфантильным? Уберегает или питает великой иллюзией? Пьеса Житковского о Хрущеве, смонтированная из документальных реплик, отрывков из газет и телевыпусков, уже задает постановочную антитезу: снимается программа «Новогодний огонек», где стахановцы от заводов и колхозов отчитываются об очередных достижениях производственной семилетки. В параллель, «вспышками», идут монологи советских абстракционистов – Юло Соостера, Бориса Жутковского, Веры Преображенской, Владимира Янкилевского. Их играют актеры Мастерской Брусникина, и их лейтмотивом становится тема изгнания, выдавливания из страны. Второе действие – сам приезд Хрущева в Манеж, разговор с художниками, как на комсомольском партсобрании. Режиссер Юрий Печенежский решает образ спектакля даже излишне мягко, не усугубляя и не загромождая логику пьесы, а лишь докручивая абсурдистско-сентиментальный стиль драматурга. Получается настоящий советский «лубок», где колхозница в ростовом костюме кукурузы бьется в экстазе, а накачанная искусственной жизнерадостностью массовка на съемках «Голубого огонька» держит «пришитую» улыбку ровно до выхода из кадра. И в этот насквозь искусственный, плакатный мир, переданный, конечно, через пародию, врываются человеческие голоса «отлученных» художников. Два мира всерьез встретятся, только когда среди последних найдется тот, кто сможет говорить с Хрущевым (Николай Ковбас) на одном языке – Эрнст Неизвестный (Олег Сапиро). И здесь рождается интересная тема. Известный факт, что разгром Хрущевым «белютинцев» был подстроен номенклатурой, а сам генсек потом раскаялся в содеянном, в спектакле звучит как оправдание и - становится попыткой разглядеть человека под махиной государства. Оригинал статьи Пресса Лекция композитора Николая Попова «Музыка в документальном театре» (видео), Медиацентр МХТ, 26.07.2024 Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023 Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 «Здесь дом стоял» в РАМТе и «Занавес» в МХТ: документальные спектакли о театре, Вячеслав Суриков, Эксперт, 2.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 На Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдут премьерные показы спектакля «Занавес». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, Ok!, 19.09.2023 МХТ им. Чехова представит спектакль «Занавес» 28 сентября, ТАСС, 17.09.2023 Премьера Юрия Квятковского «Занавес» выходит в МХТ, Театрал, 15.09.2023 Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023 |