Сердечная недостаточностьИрина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Есть все же какая-то высшая художественная справедливость в том, что отдельные произведения весьма популярных авторов десятилетиями задерживаются «на полках». И дело, кажется, не столько в наших лености и нелюбопытстве, сколько в сценических достоинствах самих пьес, коих оказывается на удивление мало, если драма рано или поздно все-таки видит свет рампы. При этом она может оставаться явлением большой литературы, но находиться далеко от театральной специфики. «Священный огонь» Сомерсета Моэма, написанный в 1929 году, никогда не ставился на отечественной сцене, хотя бы по той элементарной причине, что не существовало его русского перевода. Однако недавно он обнаружился в переводческих запасниках Виталия Вульфа и Александра Чеботаря и привлек внимание художественного руководителя Театра Модернъ Светланы Враговой, дебютировавшей этим спектаклем на мхатовской сцене. И оказалось, что эта короткая и трагичная история куда успешнее могла бы прозвучать (буквально: «прозвучать») в давно забытом жанре «театр у микрофона». Ведь статичность и бессюжетность не лучшие друзья сцены. Выбраться из этой ситуации режиссеру оказалось не так уж и просто. А выбираться было надо, поскольку С. Врагова давно слывет мастером зрелищных постановочных композиций. Текст Моэма разбавлялся цитатами из Экзюпери и поэтическими строками современников писателя, а застывающее сценическое действие вставными танцевальными вкраплениями и красиво поданными уходами героев в иные миры. Таинственно раздвигались стены, украшенные шехтелевскими виньетками тоже в стиле модерн (сценография Валерия Левенталя), за ними открывались то небесная бездонность с плывущими облаками, то пугающая темнота, то уголок староанглийского поместья, под вагнеровские аккорды вбирающие в себя наших персонажей. Но эти элементы яркой театральной зрелищности то и дело разбивались о монотонность «разговорной» драмы, несмотря на достойный и подробный мхатовский психологизм актеров. Столь чтимое здесь «внутреннее действие» внешне проявлялось робко, осторожно, словно бы с опаской. В этом спектакле ощущалась явная «сердечная недостаточноть», от которой, по одной из версий, и погиб герой Сергея Безрукова, бывший летчик Морис Тэбрет. Впрочем, и до его кончины, после которой сюжет формально встал на детективные рельсы, героям драмы удалось прочертить пунктиры собственных непростых взаимоотношений. Классические и по-английски сдержанные аристократы (фраки, смокинги, вечерние платья, жемчуга, бокалы с бренди), как выяснилось, тоже подвержены страстям и порокам. Правда, в их проявлении господствовала все та же сдержанность, за исключением разве что эмоциональных всплесков, встречавшихся у С. Безрукова Мориса, его жены Стеллы Екатерины Семеновой, сиделки Уэйленд Евгении Добровольской и врача Андрея Ильина. Прочие же больше повествовали о страстях, нежели пытались их пережить. Причем «обозначение» той или иной ситуации было столь внятным, что по одному только скорбному выражению лица матери Ольги Барнет уже в самом начале детектива было понятно, кто убийца. Кстати, любовь к чтению, к приемам литературного театра в нынешнем Чеховском МХАТе очень сильна. Одновременно со «Священным огнем» на Новой сцене показали премьеру спектакля «Пролетный гусь» по рассказам Виктора Астафьева. Спектакль этот выделился из так называемых «Мхатовских вечеров», затеянных Мариной Брусникиной с целью увлечь молодых актеров театра и соответственно зрителей публичным чтением поэтических и прозаических произведений. Вечера эти какое-то время были благотворительно-бесплатными, но, обретя популярность, потянулись к синтезу литературы и театра и, вероятно, постепенно войдут в стабильный репертуар Новой сцены. В «Пролетном гусе» на неброском «атмосферно»-декорационном фоне из некрашенных севернорусских деревянных изделий (сценография И. Смурыгиной-Терлицки и Е. Кузнецовой) молодые актеры (Янина Колесниченко, Наталья Рогожкина, Дарья Юрская, Елена Лемешко, Алена Хованская, Александр Арсентьев, Эдуард Чекмазов, Валерий Трошин и другие) в похожей «прозодежде» (черные платьица, рубашки и брюки, наброшенные платки) читают-играют трогательные астафьевские рассказы. Повествуют, переживают, меняются «ролями», поют, приплясывают, выстраивая эмоциональный ряд, в который вовлекается и публика. И, как ни странно, чувственный посыл этого откровенно литературного театра оказывается едва ли не сильнее, чем у вышеупомянутого традиционного спектакля большой формы с прекрасными декорациями и изощренным светомузыкальным оформлением. В чем тут причина в литературной ли основе, в режиссерском ли подходе или актерском отношении к своим персонажам еще предстоит выяснить. Понятно лишь одно: профессиональная выверенность, грамотность и чистота сценических составляющих сами по себе еще не делают театральной погоды. Пресса Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024 «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021 С подбитым крылом. В театре драмы в Ростове показали «Пролётного гуся», «Аргументы и факты» в Ростове-на-Дону, 8.10.2020 И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать, Мария Мурашко, Амурская правда, 2.09.2020 «Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Святая и удивительная земля: актеры МХТ поделились впечатлениями об Абхазии, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Историческое событие: МХТ имени Чехова готовится выступить в РУСДРАМе, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Хинтба о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: спектакль ошеломляет, будут аншлаги, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Арсалия о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: приезд МХТ в Сухум историческое событие, Sputnik Абхазия, 5.09.2019 Губкинцы увидели постановку МХТ имени А. П. Чехова «Пролётный гусь», Просторы 31, 2.09.2019 Сказ о бабусе и о пролётном гусе. МХТ им. Чехова заставил губкинцев плакать и смеяться, Наталья Севрюкова, Gubkin.city, 30.08.2019 Московский Художественный театр покажет в Абхазии «Пролетного гуся», Сария Кварацхелия, Sputnik (Абхазия), 11.07.2019 «Пролетный гусь». Артисты МХТ имени Чехова собрали полный зал в Чехове, 360tv.ru, 6.04.2019 Нравится нам этот гусь, Беларусь сегодня, 18.09.2018 Большие гастроли Московского художественного театра имени Чехова прошли в Минске, Interfax.by, 14.09.2018 Труппа МХТ выступила на сцене театра Горького, видеосюжет Sputnik Беларусь, 13.09.2018 МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018 Фестиваль «Театральное Прихоперье» продолжает свою работу, ГТРК «Саратов», 8.09.2017 «Пролетный гусь» МХТ имени Чехова заставил балашовцев плакать, Олег Винс, Аргументы и факты (Саратов), 8.09.2017 Всероссийский театральный фестиваль в Белгороде открыл МХТ имени Чехова, Оксана Придворева, БелПресса, 26.09.2016 Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016 Артисты МХТ имени А. П. Чехова с успехом выступили в Зеленогорске, 1-LINE (Красноярск), 6.09.2016 СУЭК привезла «Пролетного гуся» в Зеленогорск, НИА-Красноярск, 5.09.2016 Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016 МХТ имени Чехова в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016 Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016 В Курске начинаются гастроли МХТ имени А. П. Чехова, радио «Курс», 22.06.2016 В Курск с «большими гастролями» приехал МХТ им. А. П. Чехова, Анна Москалёва, KurskCity, 22.06.2016 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015 Брянский зритель порадовал МХТовцев пониманием и гладиолусами, Мария Астащенко, Наш Брянск, 25.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014 «Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014 «Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014 «Пролётный гусь»: артисты МХТ показали красноярцам спектакль по рассказу Астафьева, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 19.05.2014 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 Что такое жисть, Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 |