Гусь печальныйРоман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 На Новой сцене МХАТа имени Чехова состоялась премьера спектакля «Пролетный гусь» по двум рассказам Виктора Астафьева (собственно «Гусь» и «Бабушкин праздник»). Постановка не значилась в планах театра, но стала одним из самых заметных свершений нового, «табаковского», репертуара.В репертуар нынешнего МХАТа имени Чехова новые названия попадают самыми разными путями. Один спектакль делается «по завещанию Олега Николаевича», другой рождается из насущной необходимости наполнить кассу, третий заваривается, чтобы занять простаивающих народных артистов, четвертый ставится просто для порядку. «Пролетный гусь» попал сюда неожиданно. Сначала он был диким педагог и актриса Мария Брусникина по собственной инициативе, вне репертуарных планов занималась с молодыми актерами современной прозой. Время от времени они устраивали на малой мхатовской сцене литературно-театральные вечера, приглашая на них друзей, коллег и знакомых театралов. Постепенно по Москве пошли слухи: мол, пока все пристрастно обсуждают противоречивые репертуарные новинки Олега Табакова, молодые актеры незаметно делают благие дела. Один из таких полудомашних спектаклей, сделанный по рассказам Виктора Астафьева, наконец увидел худрук. «Гусь» был немедля одомашнен и включен в афишу только что открытой Новой сцены МХАТа. Теперь на него продают билеты всем желающим. Репертуарные пристрастия господина Табакова иногда кажутся труднообъяснимыми, но в данном случае его выбор как раз понятен: в «Пролетном гусе» действительно есть чему обрадоваться. Собственно, сам сюжет первого из двух рассказов вдохновляющим никак не назовешь. Больше того, он просто очень угнетающий, без следа той пресловутой просветленности, которую принято числить за любым приличным почвенником. Мрачнейшее, безысходное сочинение покойного классика о том, как в послевоенном Советском Союзе простые бесхитростные люди, прошедшие войну и едва вставшие на ноги, физически вымирают, вытесняются из жизни, в то время как торжествуют мерзкие партийные карьеристы. У героини сначала умирает маленький ребенок, затем сгорает от скоротечного туберкулеза муж, а в конце она сама засовывает голову в петлю. Играют Астафьева без инсценировки, на почти пустой сцене, в простых темных одеждах, без запоминающихся мизансцен, метафор и каких-либо прочих сценических затей. Такой театр принято называть литературным и считать неполноценным, культуртрегерским жанром: давно уже пережитый сценой приоритет слова здесь закреплен правилами игры, а амбиции режиссеров и актеров изначально ущемлены. Но вот под руководством Марины Брусникиной молодые мхатовцы нашли удачный баланс между актерством и простым посредничеством между текстом и залом. Ни одно слово не глушится, не теряется, но назвать происходящее читкой язык не повернется. Режиссер делает простой, но эффектный ход: по ходу дела она отбирает роли у одних актеров и передает их другим. Поэтому персонажи совсем не сливаются с исполнителями, и текст на сцене действительно живет объемной самостоятельной жизнью. От страшной астафьевской истории не отвлечься и не спрятаться. Но речь идет не о банальной сентиментальной жалости к персонажам, а о неподдельной экзистенциальной черноте. Впечатление от «Пролетного гуся» очень сильное, и в антракте публика выглядит действительно подавленной. Второе действие, очевидно, задумано как контрапункт. Рассказ «Бабушкин праздник», написанный от лица мальчика, рисует почти идиллические картины деревенского семейного торжества. Здесь больше света, шуток и очень много желто-красных яблок в корзинах, но действует вторая часть гораздо слабее. Она запоминается только финалом, в котором опять же выясняется, что тот праздник был последним, а сразу после него родные героя стали один за другим вымирать. Все-таки для такого рода театра трагическая густота гораздо выгоднее, чем добродушная нирвана. Да и актеров в серьезной русской театральной школе как высшей доблести учат страдать и только потом уже, факультативно, забавлять, радовать или дурачиться. Что, в свою очередь, отражает состояние национально-почвенного духа: праздники у нас по-прежнему оказываются менее убедительными, чем бедствия. Пресса Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024 «Бабушкин праздник» вторая часть спектакля «Пролётный гусь» на фестивале «Театральные выходные» в Зарядье (видеотрансляция), парк «Зарядье», 22.06.2024 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021 С подбитым крылом. В театре драмы в Ростове показали «Пролётного гуся», «Аргументы и факты» в Ростове-на-Дону, 8.10.2020 И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать, Мария Мурашко, Амурская правда, 2.09.2020 «Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Святая и удивительная земля: актеры МХТ поделились впечатлениями об Абхазии, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Историческое событие: МХТ имени Чехова готовится выступить в РУСДРАМе, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Хинтба о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: спектакль ошеломляет, будут аншлаги, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Арсалия о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: приезд МХТ в Сухум историческое событие, Sputnik Абхазия, 5.09.2019 Губкинцы увидели постановку МХТ имени А. П. Чехова «Пролётный гусь», Просторы 31, 2.09.2019 Сказ о бабусе и о пролётном гусе. МХТ им. Чехова заставил губкинцев плакать и смеяться, Наталья Севрюкова, Gubkin.city, 30.08.2019 Московский Художественный театр покажет в Абхазии «Пролетного гуся», Сария Кварацхелия, Sputnik (Абхазия), 11.07.2019 «Пролетный гусь». Артисты МХТ имени Чехова собрали полный зал в Чехове, 360tv.ru, 6.04.2019 Нравится нам этот гусь, Беларусь сегодня, 18.09.2018 Большие гастроли Московского художественного театра имени Чехова прошли в Минске, Interfax.by, 14.09.2018 Труппа МХТ выступила на сцене театра Горького, видеосюжет Sputnik Беларусь, 13.09.2018 МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018 Фестиваль «Театральное Прихоперье» продолжает свою работу, ГТРК «Саратов», 8.09.2017 «Пролетный гусь» МХТ имени Чехова заставил балашовцев плакать, Олег Винс, Аргументы и факты (Саратов), 8.09.2017 Всероссийский театральный фестиваль в Белгороде открыл МХТ имени Чехова, Оксана Придворева, БелПресса, 26.09.2016 Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016 Артисты МХТ имени А. П. Чехова с успехом выступили в Зеленогорске, 1-LINE (Красноярск), 6.09.2016 СУЭК привезла «Пролетного гуся» в Зеленогорск, НИА-Красноярск, 5.09.2016 Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016 МХТ имени Чехова в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016 Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016 В Курске начинаются гастроли МХТ имени А. П. Чехова, радио «Курс», 22.06.2016 В Курск с «большими гастролями» приехал МХТ им. А. П. Чехова, Анна Москалёва, KurskCity, 22.06.2016 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015 Брянский зритель порадовал МХТовцев пониманием и гладиолусами, Мария Астащенко, Наш Брянск, 25.08.2014 Спектаклем «Пролётный гусь» по рассказам В. Астафьева открылись гастроли МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телекомпании «Брянск», 25.08.2014 «Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014 «Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014 «Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014 «Пролётный гусь»: артисты МХТ показали красноярцам спектакль по рассказу Астафьева, видеосюжет ГТРК «Красноярск», 19.05.2014 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 Что такое жисть, Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 |