Голод по любвиТатьяна Власова, Театрал, 26.04.2024 Эта премьера в МХТ помогла вернуться в профессию уникальному актеру. Сергей Волков приехал из Петербурга в Москву за своим мастером, Юрием Бутусовым, оставил работу в Театре Ленсовета, оставил в прошлом роль Брехта, за которую получил «Золотую Маску» в 23 года, – и попал в труппу Театра Вахтангова.Всё вроде бы складывалось: главные роли в бутусовских спектаклях: «Пер Гюнт», «Король Лир», «Идиот», в котором репетировал князя Мышкина… Но премьера отменилась, Бутусов уехал из страны, «Пер Гюнта» сняли – и последние полгода он думал, что вообще завяжет с театром, бросит это дело. Не было ни сил, ни желания посмотреть на себя по-новому в профессии, попробовать себя в новом качестве – и все-таки Сергей Волков смог. Помогло упрямство режиссера Елизаветы Бондарь: она не оставляла попыток заманить в работу, на главную роль – непризнанного писателя, который изголодался по признанию, вообще по нормальной коммуникации с миром. И теперь, когда прошел блок премьерных показов, очевидно, что это удача сезона, в МХТ, может быть, даже главная. «Бедные люди» Из книги нобелевского лауреата Кнута Гамсуна «Голод» Сергей Волков смог вытащить «здоровый абсурдизм» и уйти от страданий в духе Достоевского. Хотя впервые прочитал этот роман, когда жил в Петербурге, и воспринимал через призму «бедных людей» Федора Михайловича. Но потом, уже на репетициях, убедился, что «маленький человек» норвежского образца все-таки более витальный. Нищий молодой писатель живет в съемной комнатке, не платит хозяйке, бродит по городу и каждый день борется с чувством голода – и физического, и творческого, на самом деле, не менее мучительного. Он скатился в глубокую воронку одиночества и потерял живой контакт с людьми, из-за «спазмов» самолюбия и своих больных фантазий, потерял адекватность, так что, бывает, в общении выделывает «непотребную дичь» и испытывает «голод по любви», как поэтично выразился Волков. Ищет, как одержимый, свою принцессу Грёзу, придуманную Илаяль, пытается разглядеть её в первых встречных, уличных женщинах. Ищет потерянный контакт с Богом, обижается на Него, как ребенок, которого почему-то перестали любить – и потому он болеет «Ломают пополам» Но несмотря на то, что герой Гамсуна находится на грани голодной смерти, в игре Сергея Волкова берет верх не трагическое, а комическое, абсурдистского толка: юмор возникает из несоответствия ожиданий от жизни и кризиса на всех уровнях. Не то чтобы он не осознает свое «чрезвычайное положение», но ведет себя неадекватно. Потому что слишком самолюбив, чтобы признать, что опускается на самое дно и никак не вынырнет. Не просит о помощи. Отдает последнее, лишь бы не уровняться с нищим, быть хотя бы на сантиметр выше – он же все-таки человек пишущий и все-таки верит в свою исключительность. Пытается «держать марку» и делать вид, что может заработать: один текст – и 10 крон в кармане. Хотя никому он, похоже, не нужен – ни со статьями, ни с философским трактатом. И как писать, если единственный карандаш ломают пополам, несмотря на просьбы вернуть? Демонстративно. Тело, уже до предела измотанное, тоже ломают двумя битами, как ребята из «Заводного апельсина» – насильственное общение, насилие без видимых причин. Невостребованность для художника – это ад, как и трудности коммуникации: с людьми, от которых зависит, вообще с реальностью. Тут она шаг за шагом отступает и «сдает позиции». Сцену заполняют фантасмагории – на фоне экрана, который заливается то желтым, то синим, то фиолетовым, то красным – как будто сознание накладывает фильтры на всех, кто встречается по дороге к одной и той же парковой скамейке. Здесь лучше всего пишется, но с ежедневного маршрута, который помогал себя дисциплинировать, писатель сбивается, начинает блуждать, в прямом и переносном смысле, видит вокруг уже не людей, а проекции своих сомнений и страхов – быть ненужным, «дисквалифицированным». «Бесконечный монолог» Сергей Волков играет это как постепенное «погружение в невроз». Сначала он обаятелен, бодр и несмотря ни на что выглядит как социально позитивный человек, а потом начинает «сбоить» и бывает внезапно агрессивен. От очень болезненного чувства несправедливости и собственного бессилия. Когда главный редактор всем подряд говорит «это хорошо» – и полицейскому, и попрошайке-шарманщице, и торговке булочками – всем, кроме журналиста, которому возвращает текст и просит переделать, это похоже на дурную бесконечность. И длится она, пока игра воображения не выйдет на «призовой уровень» – представьте: бесконечно длинный стол с белой скатертью, официант торжественно подносит блюдо, поднимает крышку, а там – огромная обглоданная кость… Сумма всех ожиданий со знаком «плюс», всех перспектив разом обнулилась – жизнь показала красную карточку. Понятно, что fall out случился по разным причинам, но главная – отсутствие диалога. «Голод» – это, по сути, непрерывный внутренний монолог, расцвеченный галлюцинациями. У Елизаветы Бондарь получился очень лаконичный, стильный и, как ни странно, лёгкий спектакль – из тяжёлого, мрачного романа она сделала «партитуру», где вроде бы всё время «дребезжит» внутренний раздрай – под звуки расстроенного пианино со снятой декой и целого набора «шумовых» предметов (смятой бумаги, щёток для обуви и даже трубы из магазина сантехники) – но одновременно с диссонансом звучит «нотка» юмора, спасительного в ситуации, когда надо с собой разобраться и не «съедать» себя, а перенастраивать. Это в общем-то и происходит, когда Сергей Волков переходит от гротеска к лирике, от трагической клоунады – к процессу переживания своей неуверенности и уязвимости, от комичного диалога со своими старыми ботинками к «плачу» по неземной Илаяли. Он виртуозно меняет манеру игры, меняет тональности. Актерский аппарат работает, как «хорошо темперированный клавир». И надо видеть, как свободно он может модулировать, как энергично и одновременно собранно, сдержанно может играть – с болью на кончиках пальцев. Оригинал статьи Пресса Сергей Волков: «В театре надо прыгать выше головы», Татьяна Власова, Театрал, 3.11.2024 Композитор из Казани стал лауреатом театральной премии «Московского комсомольца», Бизнес Online, 5.08.2024 Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024 Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.04.2024 Крупным планом: Елизавета Бондарь и Сергей Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 3.04.2024 Самые интересные театральные премьеры марта. «Голод» МХТ имени А. П. Чехова, Влад Васюхин, Известия, 31.03.2024 МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024 Премьера «Голод» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 22.03.2024 Сергей Волков: «Героя Голода закручивает в штопор одиночества», Александра Машукова, Ok!, 21.03.2024 Сергей Волков о своём герое в спектакле «Голод» (видео), Медиацентр МХТ, 19.03.2024 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна, Александра Сидорова, BFM.ru, 19.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024 МХТ имени А. П. Чехова представит премьеру спектакля «Голод», ТАСС, 19.03.2024 Премьера «Голод» по роману Кнута Гамсуна в МХТ имени Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 18.03.2024 |