Павел Руднев о работах Евгении Добровольской: «Любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент»Павел Руднев, Театрал, 13.01.2025 Евгения Добровольская ухватилась за главную роль в «Космосе» сразу, как прочла пьесу Алексея Житковского. За десять дней созрело решение ставить, это было ее решение. Современная пьеса о женской судьбе, в которой есть и требование милости, но есть и обвинительная интонация — тут всё откликалось в ее опыте. Спектакль через год перенесли с маленькой площадки на большую, он хорошо собирал публику.В отличие от других «Космосов» (пьеса идет в десятках театров страны), Евгения Добровольская играла страшно, некарикатурно. Пародировать женскую судьбу было актрисе не с руки, она не высмеивала персонажа. С первых тактов спектакля была заметна сумасшединка. В пьесе безумие Татьяны Гизатуллиной выражено в профдеформации: учительница английского языка продолжает говорить на рунглише и в быту. Этот контекст обычно из спектаклей выпадает, а во мхатовской работе тему потери грани между явью и нереальным Добровольская брала своим персональным темпераментом. Было что-то в актрисе этакое мистическое: она играла всегда словно на температуре, в полузабытьи, лихорадочно. Сам выход на сцену был как факт опьянения свободой. Хрипел, искажаясь, голос; кричало, конвульсируя, тело, набухали жилы. Актриса вытягивались, становилась больше, словно выпрыгивая из кожи. И любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент, ввинчивалось в зрителя саморезом. И вот такой была ее Татьяна: глубоко недовольная своей жизнью, одиночеством, ощущением потолка, в который упирается упрямый русский темперамент, она хотела прорваться в иноземное пространство. Мечта о космосе была надеждой на преодоление земного тяготения. Город Бугульма тянул к земле, звал в могилу, а героиня хотела восторга и разрушительной страсти. Расплата за двоемирие — блаженное безумие, блаженство отключения от реальности. Евгения Добровольская умела сделать эту роль смешной и тревожно жуткой одновременно. Актриса уловила этот рецепт спасения для своих героинь: не соотноситься с реальностью, не признавать ее. Взгляд с экрана, взгляд из космоса был четче взгляда родственника. Добровольская умела постоять за женщину, за народ свой. В спектакле «Кому на Руси жить хорошо» в Гоголь-центре ей удавалось выражение боли народной — в женской материнской теме Матрёны Николая Некрасова, которую целиком взяла на себя актриса, одновременно и монументальная, и взвинченная, со сталью в голосе. Кому бы на Руси хорошо ни жилось, все время деток жалко, их только и можно пожалеть. Монолог обезумевшей от горя, хоронящей собственное дитя, Матрёны полон ласкательных суффиксов. Накормить и пожалеть всех. В другом спектакле Кирилла Серебренникова — в «Господах Головлевых» героиня Евгении Добровольской Аннинька вершила всю историю и судьбу самого Порфирия. Умная, красивая, мистическая актриса, приехавшая в Погореловку умирать, она осуществляет победу над головлевской Мухой. Разоблачает Порфирия (Евгений Миронов): хоть и презирает тот актрису, но испытывает к телу падшей женщины плохонькое чувство, преступную страсть как следствие тотального одиночества и чернушных фантазий. Аннинька с высоты своего страшного опыта, с высоты падения и со знанием смерти, случившейся у нее на глазах, смерти, стоявшей рядом, разоблачает монстра одним словом, одним заклятием: «Вы же всегда один! Как жить-то не страшно». И Муха умирает, уязвленный в самое сердце. Женская тема в палитре актрисы — это всегда кровавая битва между мужчиной и женщиной, где женщина сражается на равных. С Андреем Кузичевым они много лет играли спектакль «Предел любви» по французскому тексту Паскаля Рамбера и в его же режиссуре. Диалог любви похож на уязвление партнера словом. Найти синхрон можно только поругавшись, приведя партнера в неистовство. Нельзя капитулировать в этой схватке, но можно добиться, чтобы тебя услышали. А это значит — дойти до предела эмоции. Вот это как плакальщица в традиции: она проводит тебя через порог боли. Взявши за руку, зрителя проводит от нуля градусов до точки кипения и наоборот, к покою аплодисментов. Эмоциональная встряска аудитории была всегда результатом актерской и человеческой работы Евгении Добровольской. Оригинал статьи Пресса Павел Руднев о работах Евгении Добровольской: «Любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент», Павел Руднев, Театрал, 13.01.2025 Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023 И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023 Сны о чем-то большем: спектакль «Космос» в МХТ и Театре им. Пушкина, Татьяна Филлипова, Газета «Культура», 28.11.2023 Кладбище одноклассников: «Космос» А. Житковского в Театре им. Пушкина и в МХТ им. Чехова, Вячеслав Шадронов, блог Вячеслава Шадронова (_arlekin_), 17.11.2023 Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023 Чайку с занавеса МХТ имени Чехова отправят в космос, видеосюжет Piter.TV, 11.03.2023 Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023 «Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023 Космос как спасение: о чем будет первая в этом году премьера МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.01.2023 На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023 Евгения Добровольская в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 11.01.2023 Евгения Добровольская: «Каждая женщина умеет мечтать», Александра Машукова, Ok!, 11.01.2023 В МХТ имени Чехова идут показы эскизов спектаклей лаборатории «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 |